Вопрос о зарегистрированных в квартире лицах часто имеет принципиальное значение: ведь регистрация подтверждает право гражданина воспользоваться жилым помещением. Как можно узнать, кто зарегистрирован в квартире? Обычно такой вопрос волнует возможного покупателя жилплощади. Никто не захочет стать обладателем недвижимости со старыми жильцами, которых нельзя выселить. Такое, например, вполне возможно, при добровольном отказе от приватизации квартиры.
В некоторых случаях, когда собственник с покупателем обращаются в отделение МВД РФ, чтобы получить справку по форме номер девять о зарегистрированных в квартире лицах, они часто получают отказ. Почему так происходит, и что делать в подобной ситуации, расскажет Bankiros.ru.
Такие сложности связаны с административным регламентом оказания услуг по регистрационному учету граждан, утвержденным после того, как эта обязанность перешла от Миграционной службе к МВД в 2018 году.
Этот документ не обязывает МВД РФ хранить карточки регистрации и домовые книги. Такую документацию раньше вели организации, которые управляли жилым фондом. То, что таких обязанностей нет у новых органов регистрационного учета подтвердил и Верховный суд РФ в решении № АКПИ17-1007 от девятого февраля 2021 года.
Поэтому в данный момент подтвердить регистрацию по месту жительства или пребывания можно только свидетельством о постановке на регистрационный учет.
Карточка регистрации по форме девять, поквартирная карточка по форме десять, а также домовая книга по форме 11 теперь не предусмотрены.
Хранить их или нет, теперь зависит от решения уполномоченных организаций. Закон не требует учреждения передавать их в органы МВД. Поэтому организации могут их как хранить, так и уничтожить.
В данной ситуации отказ МВД выдать заявителям справку по форме девять является законным. Вполне вероятно, что, если собственник запросит данные о зарегистрированных в квартире, он получит отказ. МВД РФ в этом вопросе ссылается на защиту персональных данных. Так, согласно Закону № 152-ФЗ, для обработки персональных данных необходимо предварительное получение согласия субъекта этих данных. Поэтому регламент МВД предполагает, что отсутствие согласия таких лиц является основанием для отказа в выдаче подобных сведений.
Получается замкнутый круг: МВД просит собственника предоставить согласие на обработку персональных данных зарегистрированных в квартире. О таких он может ничего не знать, поэтому и обращается в МВД.
Как же получить согласие от непонятно кого, тоже непонятно. В судебной практике есть ситуации, когда такие отказы МВД признавались незаконными. Суды ссылались на статью 20 Закона № 152-ФЗ, по ней субъекту персональных данных должны предоставить сведения, которые относятся к нему и связаны с его правами. Так, собственник жилого помещения может получить информацию о зарегистрированных в ней лицах.
На практике же, чтобы получить такие сведения, придется обращаться в суд. Однако вы также можете воспользоваться другим вариантом и заказать документ жилищного учета, который указывает, сколько человек зарегистрировано в жилом помещении.
В разных регионах названия документа могут отличаться, например, выписка из лицевого счета жилого помещения, единый жилищный документ, справка о составе семьи и другое.
Выдают такие бумаги в МФЦ. Вы также можете обратиться в профильные ведомства или администрацию муниципалитета. В данном случае многое зависит от региона.
Если собственник еще может узнать о зарегистрированных в своем жилье лицах, то покупателю сделать это, увы, невозможно. Здесь можно только порекомендовать ему:
- включать в договор заверения продавца, что жилье свободно свободно от прав других лиц. Так покупатель сможет доказать свою добросовестность;
- изучать информацию из суда на предмет споров о принудительном выселении из квартиры, планируемой к покупке;
- оформлять титульное страхование сделки.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, в каких регионах бюджетников ждут дополнительные выплаты.