- Может ли в России случиться дефолт?
- Есть ли к этому предпосылки?
- Что будет сигнализировать о грядущем дефолте?
На фоне нестабильной геополитической обстановки, а также санкций в отношении России, все чаще можно слышать разговоры о грядущем дефолте. Действительно, ли угрожает это событие стране сейчас? Об этом Bankiros.ru спросил эксперта по корпоративным финансам и финансовым рискам, управляющего партнера экспертной группы «Механика финансов» Константина Зусмановича.
Эксперт отметил, что есть два вида дефолта. Первый – это технический, который подразумевает неспособность совершить необходимый платеж по долгу в какой-то конкретный момент времени. Влияние такого дефолта, хоть и не приятно, но не критично, говорит эксперт.
«Его влияние может быть скорее имиджевым или вообще формальным – как, например, в июне 2022 года, когда платежи по двум выпускам еврооблигаций были перечислены Минфином, но не получены кредиторами из-за блокировки этих средств посредником Euroclear. Впрочем, в ситуации лета 2022 года вполне правомерен вопрос – можно ли вообще считать такое событие дефолтом?» – рассуждает Зусманович.
Второй вид дефолта – окончательный, когда заемщик вообще не способен выполнять свои обязательства по обслуживанию и погашению долгов. Такая ситуация, по словам собеседника Bankiros.ru, более серьезная и неприятная, но он считает, что «Россия весьма далека от такого положения дел».
«Для оценки способности погашать долги наиболее полезно смотреть на объем долга, его структуру и стоимость, сопоставляя все перечисленное с источниками погашения долгов. Показатель госдолг/ВВП у нашей страны находится около 17% – это самый низкий показатель среди стран G20 и один из самых низких в мире. Для сравнения, перед дефолтом 1998 года он превышал 100% ВВП», – пояснил Зусманович.
Также он рассказал, что внешний долг, номинированный в иностранных валютах, является наиболее «сложным» для государства. Сегодня он составляет около 20% от всего госдолга (который сам примерно 17% от ВВП) – вместо 38% от всего ВВП перед дефолтом 1998 года. Соотношение внешнего долга с годовым экспортом (источником валюты для государства) также находится на приемлемом уровне, говорит аналитик.
«Стоимость самого долга, правда, достаточно высока, но для прояснения уровня критичности этого фактора можно сопоставить десятки процентов от ВВП на обслуживание долга перед дефолтом 1998 года и заложенный в бюджет на 2024-2026 годы «мощный рост» рост этих же расходов до 1,7% от ВВП», – сказал Зусманович.
Он заключил, что никаких значимых предпосылок для дефолта не просматривается, однако в «настолько быстро меняющемся мире все возможно». Аналитик предупредил, что признаки возможного дефолта можно будет увидеть заранее – по любым событиям, которые могут вызвать резкую негативную динамику ВВП: падение объемов экспорта (особенно это критично для внешнего долга) и рост стоимости госдолга, обычно коррелирующей с общесистемными рисками для экономики страны.
- Существуют два вида дефолта - технический и окончательный.
- Технический дефолт имеет ограниченное влияние и может быть скорее имиджевым или формальным.
- Окончательный дефолт более серьезный, но эксперт считает, что Россия далека от такого положения.
- Показатель госдолга России низкий по сравнению с другими странами, а внешний долг также умеренный.
- Стоимость долга высока, но не настолько критична, и нет значимых предпосылок для дефолта в России, хотя в быстро меняющемся мире все возможно.
- Если вам нужен кредит, выбрать наиболее выгодный и отправить заявку можно здесь.
Больше полезных новостей читайте в нашем телеграм-канале Bankiros.ru.