С недавнего времени значительно участились случаи блокировок карт россиян со стороны банков. Как стало известно на прошлой неделе, Сбербанк, Бинбанк и Тинькофф стали требовать от клиентов обоснования денежных переводов на сумму до тысячи рублей. Если владелец карты не успевает в течение трех дней представить запрошенные документы или они не подходят требованиям банка, его карту блокируют.
Как утверждают в Центробанке, кредитные организации действуют в рамках недавно принятого закона, позволяющего банкам временно блокировать действие карт клиентов, если будут зафиксированы сомнительные операции по карт-счету. При этом ЦБ пока никак не регламентировал признаки подозрительных транзакций.
Читайте также:Вступил в силу закон о временной блокировке карт. Мошенники уже нашли способ его обойти
Поэтому сейчас на форумах клиентов различных банков можно увидеть массовые жалобы на блокировки карт после оплаты штрафов, налогов и услуг других сервисов. Почему же кредитные организации так ревностно начали проверять переводы между физлицами?
Поиск налоговых преступников и анализ поведения клиентов
Существует версия, что усиленное внимание банков к денежным транзакциям на небольшие суммы привлекли участившиеся случаи использования мелкими предпринимателями таких переводов как способ уходы от налогов за продажи или оказание услуг. Однако очень странно, что банки взялись выполнять функции налоговой службы. Возможно, это связано с тем, что Центробанк планирует ужесточить со следующего года контроль качества работы банков по пресечению сомнительных операций.
При этом критерии подозрительных операций в кредитных организациях довольно размыты. Скорее всего, службы внутреннего контроля банков попросту перенесли принцип оснований для блокировки с аппаратных операций (многократное снятие наличных в банкомате, многократные покупки в одном магазине и так далее) на случаи с онлайн-переводами (через интернет- или мобильный банк). То есть, непривычная для клиента частота денежных поступлений, переводов или совершение любых других операций в многократном числе за определенный промежуток времени может стать поводом для блокировки. Причем не только карты, но и доступа к мобильному банку.
Допустим, вы решили собраться с друзьями на шашлыки, а они возложили на вас ответственность за покупку продуктов. Перед походом в магазин вы посчитали общую сумму предполагаемых расходов и поделили ее на равные доли между друзьями, попросив каждого перевести деньги на карту. Скорее всего, в этот день банк заблокирует вашу карту, поскольку такое число денежных переводов он посчитает нетипичным в сравнении с общей динамикой транзакций по счету.
Точно также этот принцип будет работать, если, к примеру, вам придется в один вечер заплатить несколько небольших штрафов за неправильную езду или парковку. Система банка опять же сравнит этот случай с вашим привычным пользовательским поведением, решит, что для вас столь частые операции выглядят подозрительно, и на всякий случай заблокирует карту.
Кроме того, с большой долей вероятности кредитная организация посчитает сомнительной транзакцию, если вы попытаетесь перевести деньги с одного своего счета на другой. Возможно, алгоритм банка воспринимает такую операцию как отмывание или сокрытие средств.
Вызвать подозрение у банка могут расчеты на беспрецедентно большие суммы или покупки за границей. К примеру, если на карту поступят деньги от продажи дорогостоящего имущества, кредитная организация потребует подтверждения законности поступлений.
Читайте также:Как не остаться без денег за границей
Можно ли предупредить неожиданную блокировку
Чтобы избежать внезапной блокировки карты, эксперты рекомендуют сообщать банку о планируемых операциях, которые могут взывать лишние подозрения. Обязательно уведомляйте кредитную организацию о поездке за границу и предстоящих расчетах за пределами страны, а также предупреждайте о скором поступлении на счет крупных сумм.
Для подстраховки лучше заведите несколько карт и держите на них определенные суммы денег, чтобы в случае блокировки по основной карте не остаться без средств к существованию.
Вероятно, отечественные банки пытаются приблизиться к принципам работы европейских банков, где клиенты обычно еще на этапе оформления карты уведомляют оператора о том, кто в дальнейшем будет направлять и получать деньги с карт-счета.