На днях в Госдуме рассмотрят законопроект, обязывающий мобильных операторов передавать банкам актуальные номера телефонов своих абонентов.
Однако сотовые компании и сейчас охотно делятся персональными сведениями своих пользователей с финансовыми институтами. К примеру, у МТС есть целый перечень услуг для банков, МФО и коллекторов. Мобильный оператор предлагает кредиторам выявить недобросовестных клиентов, определить уровень платежеспособности заемщиков и связаться с должниками, которые не отвечают на звонки.
Об этих услугах МТС не распространяется на своем сайте, а высылает специальные презентации на почту кредитных организаций. Экземпляр такой презентации есть в распоряжении нашей редакции. Поэтому мы решили поделиться с читателями расценками, за сколько сотовая компания продает своих абонентов банкам и коллекторам.
Телефонные номера должников оптом и с гарантией
Стимулом для развития бизнеса по продаже персональных данных стал растущий уровень закредитованности населения. В своей презентации МТС приводит данные ВЦИОМ: в 2009 году только 26% опрошенных россиян имели непогашенный кредит, а в 2017 году эта цифра возросла до 57%.
Читайте также: Закредитованность россиян в два раза превысила докризисный уровень
Ниже мобильный оператор представил три модели сотрудничества с кредиторами и коллекторами: «Дефолт», «Коллекшен» и «Фрод».
Первая модель предлагает спрогнозировать вероятность допущения заемщиком просрочки сроком более 90 дней. Скоринговая система МТС анализирует финансовое поведение пользователя по 400 метрикам (частота оплаты сотовой связи, геоаналитика, модель устройства и так далее). Причем проанализировать можно абонентов всех мобильных операторов.
10 тысяч результативных запросов по системе будут стоить 250 тысяч рублей в месяц.
Модель «Коллекшен» специализируется на поиске актуального номера заемщика, который не выходит на связь с банком или коллекторским агентством. Чтобы найти новый номер клиента, оператору достаточно знать его паспортные данные и предыдущие номера телефона. МТС обещает связать клиента и кредитора с помощью виртуального номера. Это позволит «не нарушать регламент работы с персональными данными».
Ежемесячный пакет на поиск 10 тысяч телефонных номеров обойдется в 250 тысяч рублей. При пофактовой тарификации стоимость одного номера составит 150 рублей.
Третье предложение МТС – «Фрод» – полностью повторяет идею законопроекта Анатолия Аксакова. Модель позволяет банкам и МФО проверить достоверность предоставленных клиентом персональных данных: номер телефона, ФИО, номер паспорта, место жительства, трудоустройство и прочее.
Сейчас стоимость такого пакета услуг на месяц составляет 120 тысяч рублей. Но, возможно, после принятия законодательной инициативы Аксакова, она вовсе исчезнет из перечня оператора.
Сим-карта знает ваше место работы и любимый ресторан
Сотовые операторы из «большой тройки» (ВымпелКом, Мегафон и МТС) еще в 2015 году запустили эксперимент по оценке кредитоспособности своих абонентов, сообщали «Вести FM». Компании оценивали расходы, круг общения, а также геолокации пользователей, и затем выставляли им баллы. После чего эта информация в «обезличенном виде» передавалась банкам.
С помощью подключенных на телефон услуг сотовой связи, интернета и СМС-сообщений операторы способны собрать о пользователе подробнейший пласт сведений. Так, по активной сим-карте постоянно отслеживается месторасположение телефона, что позволяет определить место работы и проживания клиента, частые маршруты и страны отдыха, любимые магазины и точки общепита, а также близкие знакомства.
Приходящие СМС-уведомления дают сведения о совершаемых абонентом транзакциях, величине расходов и доходов, а также покупках.
А данные об интернет-трафике помогают изучить запросы абонента, популярные сайты, и предпочитаемые способы общения. Такая информация способна дать довольно точный портрет потребительских предпочтений, опередить социально-демографические характеристики и психотип пользователя.
«Знания о том, как человек пользуется своим телефоном, сколько он платит, где он бывает, каким образом он потребляет интернет, какие сайты посещает – это все достаточно важные знания для различных вариантов коммерциализации. Если через телефон видно, что я езжу по Кутузовскому проспекту, то мне можно предлагать рекламу компаний, которые работают на Кутузовском проспекте», – рассуждал ранее директор компании LiveInternet Герман Клименко.
Поэтому МТС и другие операторы оказывают многим рекламодателям услуги по лидогенерации: на основе собранных персональных данных клиентов подбирают целевую аудиторию под рекламные предложения заказчиков. Реклама распространяется через SMS, MMS, телефонные звонки и социальные сети.
Тотальная слежка мобильных операторов нарушает право на конфиденциальность персональных данных и фактически делает открытой личную жизнь всех россиян. Пользовательские данные становятся отдельным видом услуг сотовых компаний, а потребители перестают быть просто клиентами, превращаясь в группу исследования. Осознание такого положения создает далеко не самое приятное ощущение.
В то же время хорошая осведомленность о своей целевой группе позволяет производителям и продавцам предложить свой продукт тому, кому действительно это нужно. К примеру, банк минимизирует вероятность выдачи кредита потребителю с низкими финансовыми возможностями. В результате, банк не получит «плохой» кредит на балансе, а потенциальный заемщик избежит обременительного долга.