На днях появилась информация о том, что Сбербанк намерен собирать данные о местонахождении граждан России и их тратах, чтобы потом продавать эти сведения бизнесу и властям. Bankiros.ru выяснил, какие угрозы для россиян несет нововведение.
Напомним, данные о гражданах нужны Сбербанку для того, чтобы запустить новый сервис. Он будет анализировать банковские транзакции граждан, и сопоставлять их с информацией о физическом расположении торговых точек, которой располагает сервис 2ГИС. По задумке авторов проекта, все эти данные будут востребованы у бизнеса, чтобы рассчитать рентабельность постройки магазина или гостиницы. Власти же на основе данных смогут, к примеру, разрабатывать транспортные маршруты.
При этом в Сбербанке утверждают, что россиянам беспокоиться не о чем, так как данные об их передвижении и покупках не будут персонализированы.
Однако председатель коллегии адвокатов «Сулим и партнеры» Ольга Сулим видит в этом лукавство.
«В статье 1 Закона о защите персональных данных сказано, что под персональными данными понимается вообще любая информация, которая относится (прямо или косвенно) к физическому лицу. А под распространением этих самых данных понимается их раскрытие неопределенному кругу лиц», – поясняет эксперт.
На основе этого Сулим делает вывод, что сведения о местонахождении гражданина и о его тратах вполне можно отнести к персональным данным, а их передачу бизнесменам – к раскрытию.
Также она ссылается на п. 9 и 9.1 части 1 ст. 6 указанного закона, где сказано, что обезличивание при обработке персональных данных возможно лишь тогда, когда такая обработка производится в статистических или исследовательских целях, либо для повышения государственного или муниципального управления. Когда же обработка персональных данных делается в целях рекламы, продвижения товаров и услуг, требуется согласие гражданина.
Таким образом инициатива Сбербанка вызывает большие вопросы с точки зрения нарушения некоторых норм закона о защите персональных данных, поясняет Сулим.
«Все данные о местоположении клиентов Сбера и их тратах уже давно хранятся и анализируются в банке, но теперь же организация просто решила заработать на этой информации», – сказала Сулим в беседе с Bankiros.ru.
При этом она отметила, что у коммерческих структур сервис Сбербанка будет иметь успех. Несмотря на то, что формально банк нарушает закон своими действиями, на деле россиянам беспокоиться не стоит, так как «на информационную защиту банк тратит огромные средства», уверена эксперт.
Также она считает, что большинство клиентов не почувствуют на себе, что о них собирают данные, кроме того, люди, по рассуждениям Сулим, уже привыкли к тотальной слежке через браузер компьютера, мессенджеры и другие средства коммуникации.
«К сожалению, это данность нашего времени и плата за всеобщую цифровизацию», – заключила Сулим.
Руководитель группы анализа DeepNess Technology Сергей Иванов отмечает, что практически все корпорации уже собирают Big Data о своих клиентах и затем используют их в собственных целях (аналитика, повышение продаж) или продают партнерам в виде обезличенных данных, поэтому в инициативе Сбербанка нет ничего нового, но именно он заявил об этом открыто.
«Угроза только в том, как это будет храниться, и кто и как с этим будет работать. Не исключено, что после запуска данного сервиса мы все чаще будем слышать о громких утечках», – рассуждает Иванов.
Эксперт считает, что сервис будет иметь популярность в большей мере у властей, чем у бизнеса.
«Работа с таким огромным массивом данных – около 98 млн физических лиц и порядка 3 млн юридических клиентов – очень будет интересна статистическим подразделениям для аналитики», – сказал он.
При этом Иванов не прогнозирует отток клиентов банка из-за создания цифрового сервиса.