По данным Росстата, в первом полугодии 2021 года реальные доходы россиян снизились на 0,8% к аналогичному периоду 2020 года, который оказался, с учетом пандемии коронавируса и локдауна во втором квартале прошлого года, наиболее тяжелым для экономики и социальной сферы.
В этом году экономика восстанавливается после кризиса: цены на нефть выросли более чем на 51% с начала года, золотовалютные резервы страны намного превысили 600 млрд долларов, федеральный бюджет во втором квартале сведен с профицитом, а ВВП России во втором квартале 2021 года вырос в годовом выражении на 1,7%.
Однако реальные доходы населения по-прежнему продолжают снижаться, и эта тревожная статистика говорит, к сожалению, о том, что рост богатства государства не обязательно автоматически подразумевает рост уровня жизни населения. Об этом Bankiros.ru побеседовал с Натальей Мильчаковой, заместителем руководителя ИАЦ «Альпари»:
И это действительно так, ведь Росстат по итогам первого полугодия 2021 года оценил уровень бедности в стране (то есть долю россиян, получающих доходы ниже прожиточного минимума) в 13,1% населения или в 19,1 млн человек. Прожиточный минимум по России в 2021 году установлен на уровне 11653 рубля, или примерно 162 доллара. Это, конечно, не Таджикистан, где такая цифра равна не прожиточному минимуму, а средней зарплате работающего гражданина, и тем более не Куба, где прожиточный минимум составляет около 30 долларов в месяц. Но до средних показателей прожиточного минимума и, тем более, до уровня зарплат в странах G7 нам все еще очень далеко.
И особую тревогу вызывает то, что после 2014 года в России, пережившей за этот короткий период целых два тяжелых экономических кризиса, начал размываться средний класс из-за практически непрерывного падения реальных доходов уже седьмой год.
Победить бедность – задача непростая, однако для того, чтобы это сделать, необходимы всего два фактора: политическая воля государства и желание пересмотреть существующую модель преимущественно сырьевого развития. Например, если отменить «бюджетное правило», которое фактически поддерживает стабильность доллара и евро, а не рубля, поскольку Минфин покупает валюту на бирже в Фонд национального благосостояния, то нефтегазовыми сверхдоходами можно было бы распоряжаться более продуктивно, направляя их на поддержку несырьевых отраслей вместо пассивного их накопления в «кубышке», и создавая новые высокооплачиваемые рабочие места в перспективных отраслях, а рубль бы тем временем в разумных пределах укреплялся (мы ранее оценивали «справедливый курс» доллара к рублю в 60-62 рубля за доллар), и это позволяло бы снижаться инфляционным ожиданиям.
Кроме того, можно было бы сделать налогообложение в России более гибким, и для этого совсем не нужно вводить прогрессивную шкалу. Вместо этого можно было бы снизить налог на имущество, прекратив его привязывать к кадастровой стоимости, и одновременно повысить налог на прибыль с капитала для владельцев контрольных пакетов акций в крупных публичных компаниях, а также значительно сократить налоги на фонд заработной платы. А в крупных городах отменить платные парковки (за исключением наиболее востребованных «туристических» мест), взносы на капремонт и прочие косвенные налоги и сборы с населения.
Ну и также важно, чтобы государство оказывало поддержку низкими налогами и грантами малому и среднему бизнесу, особенно в высокотехнологичных отраслях и производстве потребительских товаров первой необходимости. Возможности у нас имеются, важно только, чтобы государство поставило целью развития экономики не цифры, а реальное благосостояние людей.