Октябрь 2021 года стал самым успешным месяцем этого года для российской валюты. Рубль за столь короткий период укрепился на 2,9% к доллару США и на 2,6% к евро. Ближайшим месяцем-конкурентом можно считать лишь май 2021 года, где российская валюта ограничилась ростом на 2,3% к доллару США и лишь на 0,9% к евро, рассказал Bankiros.ru Антон Гринштейн, эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton.
Базисом силы российской валюты в октябре 2021 года стали два фактора. Первый – это сырьевой рынок, именно в октябре цены на природный газ в Европе достигли исторического максимума в 1900 долларов за кубометр, спровоцировав рост цен на нефть на 8,5%, и обновление максимума 2018 года в 86,60 доллара за баррель Brent.
Вторым фактором силы российской валюты в октябре стали действия Банка России, который на фоне ускорения инфляции в сентябре 2021 года до 7,4% годовых решил повысить ключевую ставку в пятницу, 22 октября, сразу на 0,75 п.п. с 6,75% до 7,5%. Именно в этот день рубль показал основной прирост октября, прибавив 1,8% к американскому доллару и обновив максимумы с июня 2020 года в районе отметки 69,80. Так что формально именно ЦБ можно считать главным «виновником» рекордного укрепления рубля в октябре 2021 года.
В ноябре, Банк России мог бы продолжить играть на стороне рубля, потому что в октябре, судя по данным Росстата России, годовая инфляция ускорилась с 7,40% до 7,97%, однако, следующее заседание и оно же последнее в 2021 году, пройдет лишь 17 декабря, так что российская валюта, практически до конца года остается без поддержки центрального банка.
Поэтому, случись что-то непредвиденное на нефтяном рынке, что заставит цены упасть к 70 долларам за баррель Brent, курс рубля без ЦБ очень быстро вернется к комфортным для российских экспортно-сырьевых компаний уровням 73,00-74,00 за доллар США, в моменте протестировав 75,00-76,00. Но упадет ли нефть, вот где, находится самый интересны и важный вопрос для российской валюты.
ОПЕК+, заседание которого пройдет на этой неделе в среду и четверг, 3-4 ноября, всей своей риторикой показывает, что не собирается «играть» против высоких цен на нефть, не увеличивая добычу в декабре 2021 года, сверх планового уровня в 400 тысяч б/с.
Американский президент Джо Байден, в эти выходные, на саммите G20, напротив, говорил об ошибочности эгоистичной позиции ОПЕК+ и о том, что США готовят некие меры, для того чтобы снизить нефтяные цены и цены на бензин для американцев. Правда на вопрос, что же это за меры, Байден заявил, что не хотел бы их озвучивать, пока они не будут применены. Так что все ждут хода ОПЕК+ в этот четверг, 4 ноября, и контрхода американской администрации.
Для рубля есть ряд других чувствительных факторов, вроде коррекционной динамики на рынке акций из-за начала сворачивания ФРС программы покупки облигаций на 120 млрд долларов в месяц или новых санкций из-за обострения на юго-востоке Украины. Но, пока нефть выше 80 долларов за баррель Brent, первый фактор абсолютно недостаточен для того, чтобы пошатнуть уверенность рубля в себе. А чтобы прогнозировать, второй – введение санкций, нужно быть политическим инсайдером, поэтому тут можно будет действовать только по факту.
Ноябрь для рубля – традиционно проблемный месяц, в отличии от декабря, где исторические данные не имеет ярко выраженной тенденции. В 2021 году есть все шансы ноябрьскую традицию продолжить, однако под вопросом остается ее размах.
Пока не появилось реальных оснований для серьезного снижения цен на нефть, максимальным ослаблением рубля в ноябре можно считать отметку 72,50 за доллар США. Это немного после масштабного роста российской валюты. Но для более серьезного падения курса рубля необходимо, чтобы США представили веские доводы для падения нефти к 70 долларам за баррель Brent или «выкатили» новые антироссийские санкции. Только в этом случае границы слабости российской валюты в ноябре сместятся к 75,00-76,00 рублям за американский доллар.