Что такое платные подписки в займах и как они работают?
При оформлении микрозаймов некоторые пользователи ошибочно считают, что платные услуги – это небольшая комиссия за скорость обработки заявки и принятия решения кредитором. На самом деле речь идет об отдельных сервисах (подбор предложений, проверка кредитной истории, страхование), которые не являются частью самого займа. Деньги за них обычно списываются в формате рекуррентных (повторяющихся) платежей.
То есть по факту подразумевается покупка отдельного, часто ненужного продукта. Кредиторы выдают займы, одновременно продвигая допуслуги. Активация дополнительных сервисов происходит следующим образом:
- Оформляя заявку на займ онлайн, пользователь заполняет анкету, предоставляет реквизиты своей банковской карты;
- После этого он подтверждает согласие с условиями договора. Из-за невнимательности и поверхностного изучения соглашения пользователь может поставить галочки во всех предложенных полях, согласившись тем самым и с получением дополнительных платных услуг;
- Когда соглашение подписано, происходят списания денег за активированные опции, подписки. Дополнительное подтверждение транзакции пользователем при этом не требуется. Часто стоимость дополнительных сервисов включается в тело микрокредита, что увеличивает итоговую переплату при погашении займов.
Как взять займы без платных услуг и подписок: пошаговый чек-лист
Процесс оформления займов состоит из пяти последовательных шагов:
- Начальный поиск. Прежде чем оформить займ, изучите предложения кредиторов на финансовых витринах, чтобы не тратить время на изучение сайтов отдельных МФО. Не торопитесь соглашаться на первый попавшийся вариант, соответствующий вашему запросу: отберите несколько предложений, чтобы более детально сравнить их;
- Проверка МФО. Зайдите на сайт ЦБ РФ и убедитесь, что кредитор включен в реестр микрофинансовых организаций. Поиск проще проводить по номеру ИНН или названию МФО. Если займы выдаются компанией, не включенной в реестр, поищите другие, более надежные варианты;
- Заполнение анкеты. Укажите ФИО, контактные данные, сведения о доходе, желаемые параметры займа. Не допускайте ошибок, в том числе преднамеренных – эти сведения будут учитываться кредитором при вынесении решения;
- Изучение договора. Внимательно прочитайте соглашение, чтобы случайно не дать согласие на получение платных услуг. Не ставьте галочки напротив перечня дополнительных опций, если они вам не нужны;
- Подписание соглашения. Если условия договора устраивают, подпишите его (обычно достаточно ввести код, полученный в СМС).
Займы без подписок и платных услуг на карту, счет, электронный кошелек, наличными выдаются с учетом «периода охлаждения», введенного в 2025 году.
5 явных признаков сайта, который навязывает платные услуги
Рынок микрокредитования довольно развит, но, несмотря на законодательные нормы, некоторые кредиторы буквально навязывают пользователям дополнительные платные услуги. Признаки таких платформ:
- Дополнительные услуги (например, страхование) преподносятся как обязательные при оформлении микрозайма. Помните: сопутствующие платные сервисы должны активироваться исключительно по желанию заемщика;
- На сайте кредитора нет развернутой информации о правилах предоставления микрокредитов, их условиях. Если вы не можете быстро найти сведения о полной стоимости кредита, предлагаемых дополнительных услугах и их стоимости, от сотрудничества с таким кредитором лучше отказаться;
- Сайт – это интернет-ресурс кредитного брокера, а не МФО. Посредник лишь оказывает помощь в подборе кредитных продуктов, пересылая заявки пользователей в партнерские МФО (займ выдается именно ими) и взимая деньги за свой услуги;
- Кредитора нет в реестре МФО. Не рискуйте, чтобы не попасться на уловки возможных мошенников;
- На сайте предлагаются очень выгодные условия выдачи займов, параметры сильно отличаются от рыночных. Это может быть признаком как скрытых платежей и комиссий, так и мошеннических схем.
Чтобы найти займы без платных услуг, воспользуйтесь вариантами, представленными на текущей странице. Это способ быстро сравнить условия, найти подходящий вариант без риска навязывания тарифицируемых опций.
Деньги за подписку уже списали: инструкция по возврату
Если речь идет об МФО (не о финансовом посреднике), отказ от дополнительных платных услуг с возвратом денег возможен в «период охлаждения» – 30 дней с момента подписания соглашения. Для деактивации дополнительного сервиса и возврата внесенных средств:
- Немедленно отвяжите карту в личном кабинете сервиса;
- Напишите в службу поддержки поставщика услуги требование отменить подписку и вернуть средства. Для подстраховки продублируйте запрос почтой или лично посетив офис;
- Если ответа нет – заблокируйте карту или установите нулевой лимит на онлайн-покупки. По закону деньги должны быть возвращены в течение семи рабочих дней после получения запроса от заемщика;
- Подготовьте и направьте жалобу финансовому омбудсмену или в интернет-приемную Банка России, если решить вопрос с поставщиком услуги и/или кредитором не удалось.
Если речь идет о финансовом агрегаторе (посреднике), а не МФО, которые выдают микрозаймы, отказ от платных услуг обычно возможен в любое время, а условия возврата чаще всего прописываются в оферте. В большинстве случаев вернуть деньги получится, если подать претензию о некачественных услугах в течение одного дня с момента последней транзакции.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли получить займ без привязки банковской карты?
Да, некоторые МФО выдают займы без подписок на банковский счет, через системы денежных переводов или наличными. Однако для онлайн-займов привязка карты – самый распространенный способ идентификации и перевода средств.
Как отписаться от всех платных подписок на займы сразу?
Единого реестра подписок не существует. Отключать каждую услугу нужно отдельно на том сайте, где она была оформлена. Если не помните адреса, ищите названия компаний в истории списаний в вашем онлайн-банке.
Законны ли платные подписки у МФО?
Формально – да, если сервис проинформировал пользователя и получил его согласие (например, через проставленную галочку). Однако методы информирования часто вводят в заблуждение, что является поводом для обращения к регулятору.