Российские экономисты усомнились в правдивости данных о резком росте реальных доходов населения за третий квартал 2019 года. По их мнению, нынешняя методика расчета не учитывает некоторые важные элементы, которые демонстрируют реальную ситуацию. Об этом сообщает РБК.
Сомнения появились из-за того, что доходы россиян падали четыре года подряд с 2014 года. В 2018 году был зафиксирован небольшой рост, на 0,2%, после перехода Росстата на новую методику. Скачок на 3% стал самым сильным квартальным ростом по крайней мере с 2014 года.
Оценка Росстата не сопоставима с другими макроэкономическими показателями, отметил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Оборот розничной торговли в третьем квартале снизился в два раза с 1,6%, средний чек покупок россиян также упал, при этом растет кредитная нагрузка.
«Нестыковочка получается: реальные доходы растут, а в остальном мы наблюдаем снижение. Конечно, здесь нет железобетонной связи, но корреляция должна быть», — подчеркнул Николаев.
На повышение зарплат указывает еще и огромный рост поступлений от подоходного налога, утверждает руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Владимир Сальников. По его словам, за третий квартал бюджет благодаря НДФЛ пополнился на 2,5 трлн рублей. Это на 8,7% больше в годовом выражении за тот же период. Сальников выдвинул предположение, что Росстат «ранее занижал оценку реальных располагаемых доходов».
Читайте также: Западный эксперт предсказал новый финансовый кризис
Экс-глава Росстата Александр Суринов ответил, что не знает причин резкого роста реальных доходов в третьем квартале, и согласился, что методика оценки реальных доходов несовершенна.
«Я противник методики, которая используется много лет, — в ее основе баланс денежных доходов и расходов. Эта система хорошо работала в СССР, но теперь в рыночной открытой экономике деньги часто живут своей жизнью», — пояснил Суринов.
Совокупный объем доходов населения считается Росстатом не напрямую, а как сумма расходов и сбережений.