Россия постепенно сокращает внешний государственный долг, однако, по мнению некоторых экспертов, эти средства можно было бы пустить на восстановление экономики. Что на самом деле происходит с госдолгом, и почему обязательства перед другими странами не смогут спасти экономику России, разбирался Bankiros.ru.
Изменения объемов государственного внешнего долга России за последние месяцы – минимальны, говорит Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ. На 1 января 2021 года его объем составлял 56702,9 млн долларов, на 1 ноября 2021 года – 59 312,7 млн, на 1 декабря – 58 557,1 млн.
Структура долга предполагает достаточно равномерное погашение задолженности в течение периода с 2022 по 2047 годы. В целом, уровень внешнего госдолга России далек от критического, особенно учитывая величину международных резервов Российской Федерации (630,627 млрд долларов по состоянию на 01.01.2022), отмечает эксперт. При этом он несколько увеличился в 2020 году, когда в условиях пандемии власти пытались поддержать экономику страны.
В сравнении с миром
Эти меры соответствовали общемировой тенденции. По данным МВФ, в 2020 году рост мирового долга был самым существенным со времен Второй мировой войны. Его общемировой показатель увеличился на 28 процентных пунктов до 226 трлн долларов (256% ВВП).
При этом наиболее активный рост госдолга наблюдался в экономически развитых странах, стремившихся сохранить рабочие места и избежать серии банкротств. Этому способствовали низкие процентные ставки и наличие ликвидных финансовых рынков. Так, уровень задолженности США вырос за 2020 год на 25% – это приблизительно на 3% выше, чем в период глобального финансового кризиса 2008-2009 годов, говорит Безсмертная.
Она отмечает, что наличие госдолга в допустимых пределах является нормой. Внешние заимствования при грамотном использовании средств являются эффективным способом пополнения бюджета и позволяют стимулировать развитие экономики:
«Опасаться дальнейшего роста российского внешнего долга в ближайшее время нет оснований: режим санкций ограничил доступ России к зарубежным рынкам капитала».
Даже если брать в расчет общий государственный долг, он также далек от критического уровня. Его размер составляет менее 20% ВВП, в то время как опасения должен вызывать уровень выше 60-70%. В США соотношение госдолга и ВВП – выше 100%, в Японии – выше 200%, резюмирует эксперт.
Можно ли восстановить экономику увеличением госдолга?
В России развитие экономики за счет систематического наращивания внешнего госдолга невозможно, считает Николай Алексеев, аналитик «Солитон Консалтинг Групп». В отличие от доллара США и евро, российская валюта не является международной резервной. Финансовый сектор у нас развит гораздо меньше, чем в развитых экономиках. Российский рубль не участвует в финансировании операций глобальной экономики.
«Ситуация значительно усугубляется внешними санкциями и угрозой их усиления. Экономическая изоляция может значительно сократить возможности рефинансирования и обслуживания внешнего госдолга», – говорит эксперт.
Главное ограничение в использовании внешнего долга для развития состоит в существующей модели экономики страны. Приоритет отдан росту госсектора и наиболее крупного бизнеса, что облегчает контроль финансовых потоков и вывод капитала, но убивает конкуренцию, отмечает Алексеев. В экономике страны сохраняется значительный теневой сектор, в силу чего применяется весьма специфическое налоговое администрирование. Несмотря на формальные ослабления, налоговая нагрузка на бизнес и на граждан существенно выросла.
«В этом году давление налогового бремени продолжилось. И это в то время, когда государство, в случае использования стимулирующей экономической политики, должно было бы поддержать участников рынка».
В результате основные экономические деятели мыслят краткосрочными горизонтами менеджмента и не готовы наращивать инвестиции, без которых экономический рост невозможен, отмечает эксперт. Характерным признаком данной ситуации является сохранение нефтегазовой зависимости. За первые 10 месяцев этого года, по мере роста цен нефти и газа на международных рынках, по отношению к аналогичному периоду прошлого года, отношение нефтегазовых доходов к расходам консолидированного бюджета увеличилось с 14% до 21%. Это позволило свести консолидированный государственный бюджет прошлого года с профицитом.
«А наращивание расходной части государственного бюджета, в том числе и за счет увеличения госдолга, быстро приводит к росту инфляции».
Мы могли наблюдать это в прошлом году, когда государство увеличило расходы. За десять месяцев 2021 года расходы консолидированного бюджета увеличились к аналогичному периоду 2010 года на 10%, что привело к росту инфляции только по официальным данным с 4,9% до 8,4%. Ну а систематическое наращивание государственного долга и увеличение денежной массы способно дестабилизировать экономику в целом. Экономические и финансовые власти вынуждены бороться за хрупкое равновесие, подводит итог эксперт.
Уверенность экономических партнеров в России
В ноябре госдолг был увеличен, поскольку правительство увеличило выпуск и размещение облигаций федерального займа (ОФЗ), рассказали в беседе с Bankiros.ru аналитики «Фридом Финанс». Выпуск увеличили именно в ноябре потому, что на тот момент процент доходности по ним был ниже, так как не было еще конечных официальных данных по годовой инфляции. Правительству просто было выгоднее брать в займы под меньший процент.
В декабре Центральный Банк России огласил эти данные и из-за роста инфляции брать взаймы стало менее выгодно (доходность по ОФЗ выросла). Сокращение внешнего долга в декабре проходило по плану, отмечают эксперты. Министерство финансов каждый год разрабатывает график погашения государственного внешнего долга, таблица есть на их официальном сайте.
«Исходя из нее в 2021 году планировались к погашению 339,893 млн долларов, из которых 264,716 млн приходятся на государственные ценные бумаги и только 75,716 млн приходятся на кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций и иностранных юридических лиц».
Как отмечают аналитики, президент Владимир Путин не раз говорил о том, что Россия выполняет абсолютно все взятые на себя обязательства. Таким образом, снижение внешнего государственного долга остается приоритетной задачей. В первую очередь это отражается на имидже страны, партнеры должны быть уверены в том, что с Россией безопасно иметь деловые долговые отношения, заключают эксперты.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, что в Госдуме предложили сравнять зарплаты депутатов и обычных россиян.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.