Жители многоквартирных домов все чаще стали получать повторные квитанции на уже оплаченные услуги. Почему такое возможно, когда такие требования управляющих компаний можно игнорировать, разбирался Bankiros.ru.
По информации Федеральной службы судебных приставов, за первые три месяца этого года по коммунальным долгам не рассчитались более трех млн россиян. Это на 20% больше числа должников за аналогичный период 2020 года.
Коммунальщики в таких убытках обвиняют временный запрет на штрафы и пени за просрочку платежей по ЖКУ, который ввело правительство, на период с шестого апреля 2020 года по первое января 2021 года – Постановление от второго апреля 2020 года №424.
Хотя обязанность оплачивать квитанции с россиян никто не снимал, многие действительно накопили внушительные долги за коммуналку.
Из-за роста задолженности управляющие компании теперь активно подают иски о принудительном взыскании долгов, однако суды при таком исковом производстве не всегда полностью удовлетворяют требования ДУК.
Например, многие суды отказывают коммунальщикам по долгам, срок исковой давности которых истек во время введенного моратория. Такие решения далеко не в интересах коммунальщиков, поэтому они придумали систему, которая позволяет им взыскивать деньги даже по очень старым задолженностям.
Как заставить обманом признать долги по коммуналке – мастер-класс от московской УК
Жительница Москвы Надежда И. начала спор со своей управляющей компанией в 2017 году. В это время в их многоквартирном доме произошла смена ДУК, и новая организация стала присылать жильцам квитанции по повышенным тарифам.
Женщина обратилась с жалобой в жилищную инспекцию. Однако получила ответ, что повышение тарифов принято на собрании жильцов дома. На нем собственники определили новый размер оплаты за содержание жилого помещения, поэтому суммы в квитанциях стали больше привычных.
Надежда И. долгое время пыталась получить копию протокола собрания, на котором проголосовали за повышение тарифов в управляющей компании. Однако получить документ ей так и не удалось.
Через полгода безрезультатного «хождения по мукам» женщина согласилась с предложением ДУК платить по новым тарифам, а взамен коммунальщики обещали не взыскивать с нее старые долги.
В январе этого года Надежда И. получила от управляющей компании не одну, а сразу две платежки на одну и ту же коммунальную услугу. Платежки были почти одинаковыми, но пришли с разницей в пару недель. В одной из них также была строчка с надписью «Перерасчет – 700 рублей». Такие квитанции пришли всем соседям. Руководитель ДУК на возмущения жильцов ответил, что квитанции формируются системой автоматически, вероятно вторая платежка – это перерасчет, поэтому сумму, указанную в ней, также необходимо оплатить.
Надежда И. смиренно оплатила повторную квитанцию, однако в феврале снова получила платежку, в которой значилась строчка «В счет прошлых периодов – 700 рублей». На претензии женщины в ДУК ответили, что у нее нашлась неоплаченная задолженность в 2017 году, и сейчас она может оплатить ее равными ежемесячными платежами.
Надежде И. такое предложение оказалось не по душе, она подала иск в суд, однако присяжные приняли сторону ответчика. Судья объяснил, что когда женщина оплатила обе квитанции в январе, она признала наличие у себя долга, и прервала срок исковой давности по долгу. Если бы она не оплатила долг в первый раз, она могла бы применить срок исковой давности и не оплачивать долги 2017 года. Так как истец фактически признала свой долг, она обязана погасить его в полном объеме.
В интервью изданию «Лайф» адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин отметил, что соглашаться с мнением первой инстанции женщине не стоит.
«В ситуации Надежды Ивановны я бы не стал в полной мере соглашаться с мнением суда первой инстанции. Согласно устоявшейся практике, исковую давность прерывает только такое поведение должника, из которого с очевидностью следует признание факта задолженности. Но в данном случае очевидно, что женщину ввели в заблуждение и на самом деле признавать долг она не собиралась. Я бы советовал Надежде Ивановне подавать апелляционную жалобу, в которой настаивать на применении сроков исковой давности», – отметил Шагин.
С мнением юриста соглашается и заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин. Он замечает, что в последнее время в спорах между жильцами и коммунальщиками, суды встают на сторону вторых. Однако эксперт отмечают, что еще есть шансы решить спор в пользу Надежды И. во второй судебной инстанции: коммунальщики не предъявили женщине прямого требования оплатить долг, а схитрили. Такой подход противоречит закону.
Правила безопасности в общении с коммунальщиками. Что стоит учесть?
Чтобы не стать жертвой недобросовестной управляющей компании необходимо соблюдать ряд правил:
- Формальное основание для оплаты – платежный документ. Если в нем присутствуют обтекаемые, непонятные формулировки вроде «В счет прошлых периодов – 700 рублей», необходимо получить разъяснения у коммунальщиков. Такой запрос должен быть письменным, тогда коммунальщики должны составить официальный ответ по поводу содержания платежной квитанции.
- Все платежные документы нужно хранить минимум три года, а лучше больше. Если вы оплачиваете услуги ЖКХ через мобильное приложение, сайт ДУК или банка, обязательно сохраняйте чеки о том, что оплата состоялась. Запросите в МФЦ справку об отсутствии у вас задолженности по коммуналке. Это весомый документ в любом споре. Если у коммунальщиков нет претензий в данный момент, платить за коммуналку задним числом, когда ДУК вдруг нашел долг, вы не должны.
- Если управляющая компания настаивает на том, что повышение платы за ЖКУ произошло по решению жильцов во время общего собрания собственников, то на это должен быть официальный документ, оформленный согласно требованиям статьи 46 Жилищного кодекса РФ. Отметим, что подлинник такого документа должен храниться не в ДУК, а в Государственной жилищной инспекции, поэтому получить копию можно именно там.
- Если у вас есть долги по коммуналке, любые соглашения с коммунальщиками необходимо оформлять письменно. Иначе вполне вероятно повторение ситуации с Надеждой И. Женщина урегулировала спор с УК устно, а потом коммунальщики передумали и стали обманным образом списывать долг.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, как законно платить меньше налогов.