Осень – традиционно тревожное для российского населения время, поскольку так уж исторически складывается, что внезапные экономические неурядицы случаются именно в этот период. Сегодня в обществе тоже ощущается легкая нервозность, вызванная в основном ростом инфляции, но стоит ли ожидать в ближайшие месяцы чего-то серьезного наподобие обесценивания рубля? Этот вопрос Bankiros.ru обсудил с Николаем Неплюевым, финансовым экспертом, членом совета директоров ПАО «Тольяттиазот».
Спикер отметил, что для оценки состояния российской экономики неплохо проанализировать основные параметры. Например, бюджетные проектировки на ближайшие годы, сверстанные Минфином, предполагают небольшой профицит, а рост ВВП к концу года предполагается на уровне 4,2% (в следующем году – на 3%). Дополнительные доходы, согласно прогнозу министерства, составят 1,7 трлн рублей, хотя бюджет был расписан при предполагаемом дефиците в 2,4%.
Антон Силуанов, глава Минфина, выступая на открывшемся 8 сентября Московском финансовом форуме, также сообщил о том, что не видит необходимости в дополнительном выходе в ближайшее время на рынок внешних займов с госбумагами – на внутреннем рынке сейчас складывается благоприятная ситуация. Заложенное в бюджет нетто-объем ОФЗ на 2022 год оценивается в 2,8 трлн рублей, что правительство вполне устраивает.
Если оценивать состояние финансовой системы по объему Фонда национального благосостояния, то и здесь картина более чем благополучная: на 1 сентября в запасе у страны чуть больше 14 трлн рублей, что составляет 12,1% ВВП, прогнозируемого на 2021 год.
Все это говорит о том, что сейчас в российской экономике все довольно неплохо, отмечает Неплюев. А это значит, что в ближайшее время ничего катастрофического не произойдет.
Что касается высокой инфляции, то тут надо понимать специфику ее возникновения. В России ее разгон во многом связан с ориентированностью на импорт во внешней торговле. Снятие карантинных ограничений подстегнуло быстрый и повсеместный рост биржевых цен на самые разные виды сырья, от древесины и стали до сахара и какао-бобов.
Не менее значимым для инфляционного роста стал фактор включения ФРС США «печатного станка». Избыток свободных долларов немедленно хлынул во всевозможные активы развивающихся стран, разгоняя не только экономику, но и инфляцию.
«Предполагаю, что инфляционный всплеск достигнет пика в сентябре, а затем пойдет на спад. Преодолеть все риски, связанные с этим процессом, поможет в том числе и повышение ключевой ставки ЦБ, которое произошло 10 сентября», – заключил спикер.