21 февраля ЦБ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у КИВИ Банка из-за неоднократных нарушений законодательства. Что произошло и как быть клиентам банка, рассказали Bankiros.ru руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle Сергей Соловых и преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Дмитрий Ферапонтов.
В чем проблема КИВИ Банка?
Стоит запомнить главное правило, подчеркивает Ферапонтов: физические лица и ряд юридических лиц, чьи средства застрахованы в рамках Системы страхования вкладов, имеют право на возмещение средств со своих счетов в банке, лишившемся лицензии, в рамках установленных законом лимитов.
«В целом, ситуация с КИВИ Банком была предсказуемая. Так, например, летом были введены ограничения на операции по счетам в данном банке, а также неоднократно появлялись новости о нарушениях 115-ФЗ и определенных проблемах в контроле за операциями по «кошелькам», как раз в части противоотмывочного законодательства», – отметил эксперт.
Кому должны вернуть деньги из КИВИ Банка?
В РФ действует банковская система, которая подчиняется федеральному закону «О банках и банковской деятельности в РФ». Это прописанные правила функционирования банков, обслуживания ими клиентов, открытия банковских счетов, проведения по ним операций и так далее, объяснил Соловых.
Если клиент выбрал хранить деньги на счете или банковском вкладе, то заключается соответствующий договор, в котором это прямо прописано. В случае отзыва лицензии у банка наступают указанные в законах последствия для клиентов, в частности, возмещение средств через специализированную структуру – Агентство по страхованию вкладов (АСВ), если банк входит в систему АСВ. КИВИ Банк в нее входит, добавил эксперт.
Также в РФ действует платежная система QIWI, которая подчиняется другому закону – «О национальной платежной системе». Он регулирует в том числе функционирование электронных кошельков, отмечает спикер.
В платежную систему включается много субъектов – это и оператор платежной системы, и банковский платежный агент, и расчетный центр. В том или ином качестве в платежную систему может входить банк, обращает внимание собеседник Bankiros.ru.
Банковский счет, банковский вклад и электронный кошелек – это разные инструменты по работе с деньгами, подчеркивает Соловых. Поэтому и условия по ним будут различаться.
В частности, денежные средства на банковском вкладе или накопительном/расчетном счете застрахованы на сумму 1,4 млн рублей, согласно Федеральному закону № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».
«Поэтому тем, у кого заключен договор банковского вклада с КИВИ Банком, беспокоиться не стоит – в пределах вышеуказанной суммы человек получит свои деньги обратно», – отметил спикер.
Но КИВИ Банк – лишь один из участников группы компаний под брендом QIWI, куда в том числе входит и платежная система, и система переводов Contact, рассказывает Соловых.
Электронные кошельки – это интернет-сервис, они не являются банковским вкладом или банковским счетом, они не подчиняются законам о банках, о страховании вкладов.
«Это не означает, что движение денежных средств по электронным кошелькам не контролируется. Контролируется, но они не подпадают под систему страхования банковских вкладов», – поясняет эксперт.
Ранее в АСВ Bankiros.ru рассказали, как вернуть деньги с электронных кошельков.
- Физические лица и ряд юридических лиц, чьи средства застрахованы в рамках Системы страхования вкладов, имеют право на возмещение средств со своих счетов в банке, лишившемся лицензии, в рамках установленных законом лимитов.
- Электронные деньги не входят в систему страхования вкладов, поэтому получить возврат средств через АСВ не получится.
- КИВИ Банк неоднократно был замечен в подозрительных операциях, поэтому не удивительно, что ЦБ отозвал лицензию.
- Если вы планируете открыть вклад, ознакомиться с вариантами можно тут.
- Больше полезных новостей читайте в нашем телеграм-канале Bankiros.ru.