Потребительские ожидания россиян изменчивы как погода. Население реагирует на все политические и экономические события в России и мире. Недавно Росстат и Центробанк провели исследования индекса потребительских и инфляционных ожиданий россиян. К чему готовятся сограждане, пора ли уже затягивать пояса, есть исключительно дома и заваривать чайные пакетики по нескольку раз, где в Европе ожидают негативных экономических изменений, расскажем в новом аналитическом материале Bankiros.ru.
Как изменились потребительские ожидания россиян в начале 2022 года
Недавно Росстат представил исследование на тему потребительских ожиданий россиян за первый квартал этого года. Отметим, что исследование проводилось с первого по десятое февраля 2022 года.
Это во многом объясняет то, что индекс потребительской уверенности в первом квартале по сравнению с четвертым кварталом 2021 года вырос на два процентных пункта и составил минус 21%.
При этом, чем старше были опрашиваемые, тем более скептичны они были настроены. Индекс потребительской уверенности у граждан в возрасте от 16 до 29 лет в период с четвертого квартала 2021 года по первый квартал 2022 года вырос на три процентных пункта – с минус 20% до минус 17%, у опрошенных с 30 до 49 лет – с минус 22% до минус 19%, у граждан старше 50 лет – с минус 25% до минус 24%.
Во многом именно чувствительность к изменению цен и регулярные покупки влияют на потребительские ожидания россиян. Они делают прогнозы на основе собственного потребительского опыта.
Такая особенность связана с тем, что граждане старшего поколения острее реагируют на изменение цен, поскольку часто имеют только один источник доходов – пенсию. Молодое поколение во многом пользуется поддержкой родителей, поэтому не так остро ощущает изменение цен. Часто у молодых людей практически нет необходимости задумываться об экономии. Они либо могут найти дополнительные источники доходов в виде подработки или финансовой помощи старших, либо в принципе не посещать магазины, потому что живут с родителями. Поколение в возрасте от 30 до 49 лет настроено чуть менее скептично старшего поколения, потому что также может рассчитывать только на свои силы, однако еще имеет ресурсы для дополнительного заработка.
Высокие инфляционные ожидания также зафиксировал Центробанк. По мнению россиян, инфляция в течение 12 месяцев составит 18,3%, сказано в информационно-аналитическом комментарии Центробанка «Инфляционные ожидания и потребительские настроения» за март 2022 года. Это максимальный показатель с декабря 2010 года, отмечает регулятор.
Отметим, что инфляционные ожидания россиян в марте резко выросли по сравнению с февральскими значениями – тогда показатель составил 13,5%. В январе и феврале этот показатель снижался по сравнению с декабрьскими значениями в 14,8%.
Каких изменений в экономике России ожидают россияне
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в первом квартале этого года по сравнению с четвертым кварталом прошлого вырос на три процентных пункта и составил минус 18%.
Доля опрошенных, положительно оценивающих изменения в отечественной экономики в течение следующего года, в первом квартале этого года по сравнению с четвертым кварталом 2021 года увеличилась на три процентных пункта – до 14%. Число негативных оценок снизилось на четыре процентных пункта до 39%. Число уверенных, что экономическая ситуация в России останется прежней, увеличилось на один процентный пункт до 45%.
Среди молодого поколения с 16 до 29 лет индекс ожидаемых изменений экономической ситуации РФ на краткосрочную перспективу вырос на восемь процентных пунктов – 12%, у среднего поколения в возрасте от 30 до 49 лет показатель вырос на четыре процентных пункта до 18%, среди лиц старшего поколения от 50 лет показатель вырос на два процентных пункта – до 19%.
Доля опрошенных, положительно оценивающих изменения в российской экономике в 2021 году выросла на четыре процентных пункта и составила 28%.
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в первом квартале 2022 года по сравнению с четвертым кварталом 2021 года выросла на три процентных пункта и составила десять процентов. Доля негативных оценок снизилась на четыре процентных пункта и составила 54%. Доля нейтральных оценок выросла на два процентных пункта и составила 36%.
Процент положительно оценивающих изменения в экономике России в первом квартале 2022 года по сравнению с четвертым кварталом 2021 года вырос по всем возрастным группам респондентов. Среди опрошенных в возрасте от 16 до 29 лет и с 30 до 49 лет – на шесть процентных пунктов: 25% и 27% соответственно. Среди лиц старше 50 лет – на три процентных пункта – 30%.
Каких изменений в своем материальном положении ожидают россияне
Число опрошенных, позитивно оценивающих изменения своего материального положения в течение года, в первом квартале 2022 года по сравнению с четвертым кварталом 2021 года выросло на один процентный пункт до десяти процентов. Число отрицательных оценок снизилось на три процентных пункта до 26%. Доля нейтральных оценок выросла на один процентный пункт и составила 61%.
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в первом квартале 2022 года по сравнению с четвертым кварталом прошлого года вырос во всех возрастных группах. У лиц с 16 до 29 лет – на пять процентных пунктов до пяти процентов, среди граждан с 30 до 49 лет – на три процентных пункта до семи процентов, у лиц старше 50 лет – на один процентный пункт до 14%.
Как россияне оценивают произошедшие изменения в своем материальном положении
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в первом квартале 2022 года по сравнению с четвертым кварталом 2021 года вырос на два процентных пункта до 16%.
Число тех, кто положительно оценивает изменения в своем материальном положении в первом квартале 2022 года по сравнению с четвертым кварталом 2021 года выросло на два процентных пункта и составило 10%. Доля отрицательных оценок снизилась на три процентных пункта и составила 36%. Доля нейтральных оценок выросла на один процентный пункт и составила 54%.
Число положительно оценивающих личные финансовые изменения в первом квартале этого года по сравнению с четвертым прошлого выросло у молодого поколения и лиц среднего возраста на три процентных пункта и составило 14% и 13% соответственно. Среди лиц старшего возраста индекс остался на уровне 19%.
Индекс благоприятности покупок в первом квартале этого года по сравнению с четвертым кварталом вырос на один процентный пункт – минус 32% против минус 33%. Вырос и индекс благоприятности для сбережений за аналогичные периоды – минус 38% против минус 39%.
В своем мартовском комментарии Центробанк РФ также отметил, что из-за роста неопределенности выросла склонность населения к бережливым тратам и формированию сбережений.
«Доля респондентов, предпочитающих хранить сбережения в наличной форме, достигла максимума за всю историю опроса», – сообщил Банк России.
Это подтверждают и опросы, проведенные Bankiros.ru. Около 20% респондентов сделали вклад под высокий процент, еще 18% россиян обменяли рубли на валюту. Еще семь процентов обменяли валюту на рубли. Более половины опрошенных не предпринимали никаких действий со сбережениями.
Как изменилась потребительская уверенность в России и странах ЕС
Индекс потребительской уверенности в странах Европы в феврале этого года находится скорее в отрицательном поле. Самые низкие значения зафиксированы в Греции – минус 39,5%, Хорватии – минус 23%, Словении – минус 22,7% и Кипре – минус 20,3%. Положительные значения в этот период зафиксированы в Дании – 1,2% и Финляндии – 0,9%. Значительная доля отрицательных оценок зафиксирована и в России на всем протяжении исследования. В этом плане мы входим в число лидеров.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС
Государство | Февраль 2021 года, % | Ноябрь 2021 года, % | Февраль 2022 года, % |
Россия | -20,7 | -23,3 | -20,9 |
Австрия | -11,4 | -3,9 | -7,7 |
Бельгия | -6,2 | -6,4 | -9,3 |
Болгария | -30,9 | -23,3 | -19,9 |
Венгрия | -25,7 | -18,9 | -11,2 |
Германия | -12,0 | -3,9 | -5,6 |
Греция | -46,2 | -40,8 | -39,5 |
Дания | 2,5 | 2,9 | 1,2 |
Ирландия | -5,2 | -0,3 | -9,3 |
Испания | -25,2 | -12,5 | -9,4 |
Италия | -13,6 | -4,2 | -9,7 |
Кипр | -31,8 | -19,2 | -20,3 |
Латвия | -18,3 | -13,1 | -13,5 |
Литва | -3,3 | -0,7 | -4,5 |
Люксембург | -11,1 | -5,9 | -7,1 |
Мальта | -6,9 | 4,8 | -0,5 |
Нидерланды | -7,9 | -11,0 | -13,2 |
Польша | -13,8 | -7,3 | -11,4 |
Португалия | -28,0 | -17,3 | -14,0 |
Румыния | …2) | …2) | …2) |
Словакия | -28,3 | -20,8 | -22,0 |
Словения | -24,7 | -23,7 | -22,7 |
Финляндия | -1,4 | 3,3 | 0,9 |
Франция | -15,1 | -5,4 | -7,3 |
Хорватия | -19,8 | -17,0 | -23,0 |
Чехия | -16,0 | -16,8 | -14,7 |
Швеция | 4,9 | 4,1 | -0,8 |
Эстония | -16,9 | -9,3 | -13,2 |
1) Источник информации: электронная база данных Евростата ( по всем государствам, кроме России) 2) Данные отсутствуют. |
В динамике индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза и России в феврале 2022 года по сравнению с февралем 2021 года улучшение показателей зафиксировано в 19 странах: Болгарии, Венгрии, Испании, Кипре, Португалии и других.
Снижение индекса исследователи зафиксировали в Бельгии, Дании, Ирландии, Литве, Нидерландах, Швеции и Хорватии и других.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, к чему россиянам придется готовиться в кризис.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.