Последствия санкций на экономику труда и рынок РФ полностью проявят себя в третьем квартале 2022 года. Для провинции основной проблемой будут повышающиеся цены, а жители мегаполиса испытают стресс, потому что больше не смогут вести привычный образ жизни, отметила профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич в беседе с изданием Forbes.
Согласно опросу Центробанка, в 2022 году экономисты ожидают падения ВВП на восемь процентов, а инфляцию в районе 20%. Однако все может быть и хуже, важно понять, что будет с нефтяным экспортом, отметил даже вице-премьер Алексей Новак.
Сейчас финансовые запасы, с которыми мы подошли к кризису, скромнее 2020 года. Арестованные резервы России могут возвращать несколько лет. Однако государство активно поддерживает экономику. На пособия по безработице власти дополнительно выделили 94 млрд рублей. Крупные предприятия традиционно могут ввести режим неполной занятости: отпуска без содержания, простои по соглашению сторон и другое.
Пенсионерам могут дополнительно проиндексировать выплаты, а малоимущим ввели новое пособие на детей от восьми до 16 лет включительно.
Чего ждать на рынке автомобилей?
Наиболее ощутимо пострадают регионы автосборочных производств, например, Калужская и Калининградская область. Непонятной остается ситуация с Санкт-Петербургом где сосредоточен большой автосборочный кластер. Сейчас абсолютно точно уходит Ford из Елабуги в Татарстане, поэтому сложно сказать, сможет ли отечественный «Соллерс» самостоятельно собирать автомобили без американской компании, пишет издание.
Не поможет и национализация иностранных предприятий, скептичны в Forbes. У российских предпринимателей могут забрать активы за рубежом при попытках национализации, предупреждает бизнесмен Владимир Потанин. Потерять нефтяные терминалы в Роттердаме и доверие инвесторов вряд ли кому-то захочется. Поэтому сейчас парламентарии готовят законопроект о «внешнем управлении» – контроль над местом, в котором находится предприятие.
Решить проблему с автокомпонентами за счет Китая удастся не сразу, скорее всего даже не в 2022 году, уверены журналисты.
Что будет с экспортом
Ощутимо пострадать может и нефтяной сектор. Однако многое зависит от того, куда осуществляются поставки. Например, «Лукойл» может пострадать больше «Роснефти», потому ориентирован на Европу и США, а основные его активы располагаются в Ханты-Мансийском автономном округе, Пермском крае и Астраханской области. «Роснефть» более половины экспорта осуществляет в Китай, однако пострадать может экспорт в Европу, а значит придется законсервировать часть скважин. Восстановить их снова будут невозможно или очень дорого, считают ученые.
Пока нет определенных рисков для газовой отрасли. Однако большинство оборудования у того же «Новатэка» импортное. Из-за ухода ExxonMobil и Shell с Сахалина будет сложно поддерживать производство из-за развивающихся технологий, даже несмотря на то, что в регионе остаются «Роснефть» и «Газпром». Для части разработок требуются технологии добычи на шельфе, которых у россиян пока нет.
Эффект ощутит и металлургическая отрасль. Пока непонятно, как персональные санкции против Алексея Мордашева и Алишера Усманова скажутся на работе «Северстали» и «Металлоинвеста». Однако в будущем проблемы могут возникнуть даже у металлургов не из санкционного списка – вероятны проблемы при переводе платежей за экспорт, считают в издании.
Угольщики постепенно покидали европейский рынок, однако даже сейчас 20% их прибыли составляет экспорт. Азиатский рынок хоть и останется, но европейский уменьшится. Европа просто чуть быстрее осуществит давно намеченные планы ухода от угольной энергетики.
Каких проблем ждать крупным городам
Значительно пострадала авиация. Авиакомпании, сотрудники и аэропорты сосредоточены в крупных городах. Из-за отмены международных рейсов компании вынуждены сокращать летный и обслуживающий персонал. Из-за отсутствия техобслуживания возникают определенные риски и для полетов.
Уходят представители торговли и общепита. Только «Макдоналдс» трудоустроил более 60 тысяч россиян. И хотя в больших городах найти работу легче, чем в провинции, это займет время и деньги.
Определенные проблемы будут и у строительного сектора. В 2014 упал рубль, однако строительство жилья росло еще и в 2015 году, а затем в 2016 году началось падение из-за недостатка платежеспособного спроса. Вполне вероятно, прогнозируют в Forbes, так будет и сейчас. Проекты достроят, а новые начинать уже не будут.
Отечественная промышленность плотно срослась с глобальным рынком. В каждой сфере у нас очень много импортных комплектующих и сырья. Сейчас предприятиям предстоит срочный поиск замены всего недоступного, с чем многие скорее всего справятся.
Для российской периферии основная проблема будет заключаться в инфляции. Жителям крупных городов придется пересмотреть свои привычки. Кто-то просто не сможет полететь на желаемый курорт, а кому-то придется потратить последние деньги на подорожавшие продукты. Однако россияне давно научились справляться и с этим.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, какую альтернативу придумали Apple Pay и Google Pay в России.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.