На днях Госдума одобрила скандальный законопроект об уголовной ответственности за отказ в приеме на работу или увольнении людей предпенсионного возраста. Таковым считается возраст до пяти лет перед назначением страховой пенсии по старости.
Теперь наниматели могут получить штраф до 200 тысяч рублей (или в размере зарплаты или иного дохода осужденного на период до 18 месяцев) либо обязательные работы на срок до 360 часов за лишение рабочего места женщин и мужчин от 55 и 60 лет соответственно.
Подробнее: Госдума одобрила закон об уголовном наказании за увольнение предпенсионеров
Бизнес пока сдерживается в оценках принятых ограничений. Однако эксперты уже готовы прокомментировать новую спорную меру властей.
Работодатели будут перестраховываться
Продвигая данный законопроект, депутаты позиционировали его как гарантию сохранения рабочих мест для уязвимой категории возрастных специалистов. Но, скорее всего, эта мера будет оказывать давление на рынок труда и в результате приведет к обратному эффекту для тех, кого призвана защищать, считает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
Совершенно очевидно, что работодатели будут стремиться заранее уйти от возможных проблем. И во многих случаях прекратят принимать на работу приближающихся к предпенсионному возрасту кандидатов, – добавил Гойхман.
Как поясняет старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб, работодатель будет видеть угрозу в трудоустройстве работников, близких к достижению 55 или 60 лет, ведь даже увольнение по профессиональным причинам может нести серьезные риски.
Кроме того, в плачевной ситуации могут оказаться и работающие специалисты, приближающиеся к статусу предпенсионера. Наниматель будет чаще задумываться о том, как скоро ему уволить сотрудника пока еще можно избежать потенциального уголовного наказания.
Такие сокращения могут коснуться даже высококвалифицированных специалистов. Работодателю будет проще перестраховаться, или через год-два он просто физически не сможет уволить специалиста, – объясняет аналитик «Альпари».
Таким образом, рискованным для работников станет уже «пред-предпенсионный» возраст с 54 лет для женщин и с 57 – для мужчин, полагает Марк Гойхман.
Для людей таких категорий и сейчас затруднительно трудоустройство, а с принятым нововведением безработица в их составе усилится, – резюмирует эксперт.
Шантаж и коррупция
По мнению Вадима Иосуба, в этих условиях среди работников предпенсионного возраста будет развиваться своеобразный «пенсионный терроризм».
Люди будут пытаться устроиться на работу, на которую они не подходят по объективным параметрам, и если им будут отказывать, они будут жаловаться на дискриминацию по возрасту. Таким образом, можно предположить, что российские суды будут завалены подобными исками, – предупреждает аналитик.
Но, с другой стороны, если специалистов-предпенсионеров все же будут оставлять на рабочих местах, фактор уголовной ответственности за их увольнение может привести к безнаказанности при выполнении своих обязанностей и демотивации в труде.
Ведь совершенно неясно, как той и другой стороне вести диалог в контексте угрозы уголовной ответственности, – задается вопросом руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов.
Также бизнесу стоит опасаться увеличения прессинга со стороны контролирующих органов, которые будут проверять обоснованность увольнений каждого из предпенсионеров.
Поэтому от такой меры не выигрывают ни работники, ни работодатели. Но довольными себя могут чувствовать контролирующие органы, в чьих сферах будут находиться дела такого рода. У них увеличиться фронт работы и возможность извлекать какую-то выгоду. Скажем так, это потенциально новая коррупциемкая сфера, – заключает Вадим Иосуб.
По мнению Романа Блинова, до сих пор остается неясно, кем и как именно будет осуществляться контроль исполнения положений нового закона. К примеру, в Федерации независимых профсоюзов уже назвали закон формальным, в связи с отсутствием в приказах реальных причин увольнения
Вот мне лично совершенно непонятно, почему стремящаяся в инновации и к цифровым технологиям экономика должна законодательно сохранять право приоритета за пенсионерами. Ставя отдельную категорию граждан нашего общества в «отдельную группу», законодатели породили больше вопросов, чем ответов, – считает эксперт.