Россияне стали чаще жаловаться на отказы банков в предоставлении кредитных каникул. Основная проблема – несоответствие условиям, установленным законом. Разбираемся, в чем дело.
По закону, если у человека сократились доходы на 30% и более, то он может на полгода уменьшить платежи по кредиту до минимального размера или вовсе поставить их на паузу. Согласно мониторингу фонда «За права заемщиков», на банки поступают жалобы за то, что они отказывают клиентам в отсрочках. С подобным отказом связано каждое десятое (11%) обращение в фонд. Чаще всего причина кроется в превышении лимитов по определенным типам кредитования.
Напомним, что в рамках 106-ФЗ и постановления правительства, по потребкредитам физлиц лимиты составляют 300 тысяч рублей, ИП – 350 тысяч, а по кредитным картам – 100 тысяч рублей.
Издание «Известия» приводит конкретный случай. Москвич потерял работу и не может обслуживать кредит. Он обратился за отсрочкой, но банк ему отказал. В чем же дело? Мужчина изначально взял в кредит 325 тысяч рублей и стабильно по нему платил. На сегодняшний день остаток задолженности составляет 265 тысяч. Но банк отказал ему в отсрочке по выплатам, потому что изначальный размер не вписывался в установленный законом лимит. Таким образом, даже если у клиентов банков остаток долга вписывается в лимит, отсрочку по нему они получить не смогут.
По словам директора фонда «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, лимиты и способы их расчета делают кредитные каникулы малодоступными. Эксперт считает, что льготу нужно предоставлять по остатку, а не по изначальной сумме кредита, и такие изменения нужно закреплять законодательно.
«Иначе получается, что добросовестный заемщик, который долгие годы аккуратно платил по обязательства, сейчас находится в дискриминационном положении. Мы неоднократно заявляли о том, что этот момент требует дополнительных разъяснений со стороны финансовых властей».
Фонд также предоставил статистику – какие причины указывают банки при отказе заемщику в кредитных каникулах. На первом месте в рейтинге – не доказано уменьшение дохода (16,3% случаев), далее – «причина не указана» (16,2%), технические трудности (14,7%), проблемы с документами (14,6%), ситуация клиента не подходит под условия кредитных каникул (11%), недопонимание клиента и сотрудника банка (5,6%). А также: неисполнение условий 106-ФЗ (5,1%), ошибка банка (4,9%), «прочее» (11,6%).
Как отмечалось ранее, в планах Центробанка сделать механизм кредитных каникул постоянным. В беседе с «Известиями» регулятор, что подавляющее большинство кредитов соответствует установленным критериям. Но в ЦБ не уточнили, почему нельзя назначать льготу, исходя из остатка на момент обращения, а не полного размера кредита.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, есть ли у россиян доступ к их брокерским счетам, и что они планируют с ними делать.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.