Клиенты Альфа-банка массово жалуются на отказы в выплате кэшбэка по одноименной карте CashBack. Согласно условиям продукта, при ежемесячных тратах от 70 тысяч рублей банк обязуется вернуть держателю карты 10% расходов на АЗС, 5% расходов в ресторанах и кафе, а также 1% – на все остальное. Всего – до 15 тысяч рублей в месяц, или не более 5 тысяч по каждой категории.
Примечательно, что «Альфа» позиционирует эту карту как «лучшую для автомобилистов». Поэтому банк усилил рекламную кампанию продукта в период отпусков, когда россияне чаще всего выезжают на отдых, дачу или к родственникам.
Однако владельцы карты CashBack утверждают, что банк отказывает в выплате кэшбэка как раз на основании высоких трат на бензин и рестораны. Так, Виталий из Омска в июле подключил карту Альфа-банка CashBack и поехал с женой и ребенком на машине в Сочи. По дороге семья часто питалась в придорожных кафе. После отдыха Виталий очень удивился, что не получил обещанных бонусов и обратился в контактный центр банка. Там ему объяснили, что он «злоупотреблял правом на получение бонусов и слишком много тратил на АЗС и рестораны».
«Потом меня обвинили в предпринимательской деятельности и сказали, что в соответствии с п. 14.2 клиент обязуется "не проводить операции по счетам, связанные с ведением предпринимательской деятельности или с частной практикой". В чем именно заключается "предпринимательская деятельность". В том, что я поехал на море на машине и привез туда свою жену и дочь? Или в том, что у нас большая страна и ушло много бензина? Может в том, что вместо покупок в супермаркете нам было удобно кушать в кафе?», – возмущался в своем отзыве Виталий.
Яна из Санкт-Петербурга тоже ездила в отпуск на автомобиле и осталась без кэшбэка. Причем Альфа-банк даже не удостоил ее указанием обоснования для невыплаты денежного возврата.
«Видимо, банк расценил мои расходы как факт мошенничества с целью получения выгоды в виде кэшбэка. На все обращения в банк ответ один: "ваши требования не обоснованы, кэшбэк вам не положен"», – рассказала Яна.
Ряд клиентов «Альфы» все же получали кэшбэк, но в два или три раза меньше заявленного. Так, один из клиентов банка в отзыве на форуме banki.ru пишет, что на конец июля в приложении интернет-банка была указана сумма предварительно кэшбэка в размере 4800 рублей. Но в результате, он получил лишь 2000 рублей. Любопытно, что об отличии конечной суммы возврата сообщали и другие держатели карты. Причем во всех случаях сумма снижалась до двух тысяч, а банк заявлял, что он вообще «вправе не выплачивать кэшбэк».
Зачем Альфа-банк урезает или вовсе не платит кэшбэк?
Согласно п. 1.11 собственных правил программы лояльности, Альфа-банк действительно может отказать в начислении бонусов по своему усмотрению и без объяснения причин. Основной причиной отказов банк называет «злоупотребление» бонусной программой, то есть совершение транзакций преимущественно в категориях «АЗС», «Рестораны/Бары/Кафе» и «Кинотеатры».
Следующим пунктом правил «Альфа» оставила за собой право в одностороннем порядке исключить из программы любого участника без уведомления об этом. Среди причин могут быть подозрения в мошенничестве, признаки которого определяет только сам банк.
Читайте также: Мошенники нашли новый способ кражи денег россиян от имени Сбербанка
Такими оговорками Альфа-банк фактически легитимировал жонглирование условиями по карте в свою пользу.
«Доля расходов в бонусных категориях не должна быть лидирующей при использовании картой для повседневных покупок. Если расходы в бонусных категориях превышают прочие, то банк начинает анализировать клиентское поведение на предмет использования карты в коммерческих целях, а именно необоснованного обогащения за счет трат только в бонусных категориях путем деления расходов между картами других банков, использование в служебных целях или ведения аффилированного бизнеса. Дальнейшее превышение операций в пользу бонусных категорий приводит к ограничениям», – заявили в самом банке.
Однако конкретные лимиты по операциям в бонусных категориях банк отказался раскрывать, сославшись на информационную и финансовую безопасность.
«Цель подобных ограничений – сделать карты банка выгодными для всех клиентов, а не только небольшой группы, которая может «эксплуатировать» карту (сотрудники АЗС и ресторанов), генерируя большой убыток банку. Не секрет, что с каждой операции банки получают в среднем 1-1,5% от суммы покупки, поэтому кешбэк в 5%, 10% и больше, конечно, генерирует прямой убыток», – объяснял ранее руководитель управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Наиль Османов.