Почти 20 млн человек в России живут за чертой бедности. Особенно сложно приходится малоимущим семьям: им не хватает денег на еду, одежду, а иногда и детей. И неважно, проживает семья в глубинке или столице.
В России почти каждый четвертый ребенок живет в семье, доходы которой не дотягивают до прожиточного минимума. Такие данные приводит Росстат в ежегодном исследовании «Социально-экономические индикаторы бедности», которое описывает детальные данные о положении малоимущих и публикуется с задержкой в два года.
Последняя статистика раскрывает положение россиян в 2019 году, тогда за чертой бедности находились 12,3% граждан. Уровень детской бедности вырос с 22,9 до 23,6%.
Самая сложная ситуация наблюдается в многодетных семьях. Как сегодня живут малоимущие семьи, помогают ли им меры, предпринимаемые государством, расскажем в новом материале Bankiros.ru.

Почему проблема детской бедности серьезнее проблемы взрослой бедности
Прожиточный минимум на душу населения составляет 12 792 рубля, для трудоспособного населения – 13 793 рубля, 10 882 рубля.
Уровень детской бедности превышает средний показатель количества бедных среди всех россиян: за чертой бедности в 2019 году проживало 18,1 млн человек – 12,3% всего населения страны.
Самый высокий уровень детской бедности наблюдается в многодетных семьях – 48,3%, в малоимущих – 32,5%. В селах проживает 44,5% детей, находящихся за чертой бедности. Пока это самые свежие данные за 2019 год, данные за пандемийный 2020 год еще не опубликованы.
Несмотря на то, что малоимущие семьи – действительно большая проблема, детская бедность – проблема серьезнее в несколько раз. По мнению директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, ситуация с детской бедностью практически не меняется: общий уровень бедности все время находится в границе 12-13%, а детской бедности на уровне 23%.
При этом пандемия вряд ли могла серьезно ухудшить ситуацию, полагает исследователь. Пандемийный 2020 год снизил реальные располагаемые денежные доходы населения – минус три процента. Так, граждане недополучили около двух трлн рублей.
Из-за этого государству пришлось усилить меры поддержки семей с детьми. При этом любая помощь, по мнению экономиста, эффективна.
Выплаты даже в две тысячи рублей достаточно эффективны и так или иначе поддерживают семьи. Дети не зарабатывают сами, однако требуют серьезных расходов. Именно семьи с детьми являются самой рискованной группой с точки зрения доходности, уверен эксперт.
Многодетность – фактор бедности. В большинстве семей с появлением детей падают денежные доходы, часто за черту ниже прожиточного минимума, объяснила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева в интервью изданию РБК.
Детская бедность часто формирует ловушку нищеты, считает эксперт. Дети из малоимущих семей не могут получить качественное медицинское обслуживание и достойное образование в будущем. Из-за этого многие из них обречены быть аутсайдерами на рынке труда и смогут получить только низкооплачиваемую работу. Из-за этого с детства они чувствуют ограничения и лишения, которые остаются с ними всю жизнь, подчеркивает эксперт.

Как выглядит типичный портрет бедной семьи
Исследователи отмечают, что в большинстве случаев малоимущая семья состоит из бабушки, мамы и ребенка. Муж при этом может уйти из семьи или никак не участвовать в ее жизни, например, не работать или страдать алкогольной зависимостью.
Социологи Росстата отмечают, что среднестатистическая малоимущая семья проживает в сельской местности, чаще всего в населенном пункте с количеством жителей меньше одной тысячи.
Самый большой процент малоимущих граждан сегодня проживает в Тыве – 42% жителей там имеют доходы ниже прожиточного минимума. А вот меньше всего бедных проживают в Татарстане – всего 7,7%. Половина всех малоимущих – семьи с тремя и более детьми. Кроме того, каждая третья семья в России проживает за чертой бедности. В такой семье обычно работают два человека, видимо, это родители.
Такая семья может проживать в большой квартире, на каждого члена семьи там в среднем приходится 15 квадратных метров жилплощади. При этом обычно такие семьи не могут претендовать на улучшение жилищных условий. В разных регионах минимум колеблется от девяти до 15 квадратных метров.
Средний ежемесячный доход малоимущей семьи составляет 27 078 рублей на семью в пять человек. Часть в 17 833 рубля – зарплата родителей, 1400 рублей – доходы от дополнительной занятости родителей, например, продажи овощей со своего огорода. Остальная часть – это выплаты и пособия. При этом таких доходов в лучшем случае хватит только на еду и одежду.
Половина доходов уходит на еду, четверть – на оплату коммунальных услуг, еще четверть – на бытовые расходы и одежду.
Социологи отмечают, что малоимущие семьи покупают значительно меньше еды, чем их богатые соотечественники. Например, бедные россияне потребляют в полтора раза меньше мяса, рыбы, молока, яиц, а фруктов – в два раза меньше.

Как питаются малоимущие россияне и граждане с доходом выше прожиточного минимума
Продукты | Малоимущий гражданин | Гражданин с доходами выше минимума |
Молочная продукция | 181,6 кг | 284,6 кг |
Хлеб, макароны, крупы, бобы | 87,8 кг | 99,3 кг |
Овощи и бахчевые | 70 кг | 109,5 кг |
Картофель | 51,8 кг | 61,2 кг |
Мясо и мясные продукты | 60,9 кг | 94,5 кг |
Фрукты и ягоды | 43 кг | 79,8 кг |
Кондитерские изделия | 25,2 кг | 32,9 кг |
Рыба | 14,4 кг | 23,2 кг |
Растительное масло | 9,1 кг | 11,2 кг |
Если верить Росстату, даже несмотря на отсутствие доходов, у малоимущей семьи есть необходимая бытовая техника. Почти в каждой семье есть холодильник, стиральная машина, микроволновка, пылесос, компьютер и телевизор, а у каждого члена семьи есть мобильный телефон. А вот автомобилем владеют только 40% малоимущих семей.
Как устроен бюджет малоимущих семей
Татьяна, 41 год, работает санитаркой в психиатрической больнице на Дальнем Востоке. Зарплата женщины со всеми надбавками составляет десять тысяч рублей.
Татьяна, в разводе, сама воспитывает шестилетнего сына, при этом платит кредит за бывшего супруга, ЖКХ оплачивает пополам с братом, все остальные деньги уходят на сына. В качестве подработки женщина убирает квартиры, но на мясо все равно не хватает. Денег не хватает катастрофически, признается женщина.
Михаилу 25 лет, он работает специалистом в одном из министерств. Зарплата Михаила составляет чуть меньше прожиточного минимума. Около трех тысяч мужчина оставляет на мелкие расходы, а остальную сумму вносит в семейный бюджет. Он живет в одной квартире со своими родителями и невестой. Денег на аренду пока нет.
Ольге Александровне, 50 лет. Она работает в газовой компании. Зарплата составляет около десяти тысяч рублей. Все средства уходят на еду и лекарства. Еду приходится покупать дешевую, однако мяса все равно получается купить немного, признается женщина. Одежду и обувь женщина донашивает за своими подругами.
Ольга живет в квартире с сестрой и племянницей –так выходит значительно дешевле. Из развлечений – погулять по парку пешком, на другие развлечения денег нет.
Николай, 30 лет, преподаватель в оренбургском университете. Работал на двух ставках, из-за нехватки времени оставил одну ставку. Признается, что о повышении зарплаты преподавателям слышит только по телевизору. Их платежки не менялись уже несколько лет. Сейчас мужчина получает 14 тысяч рублей.
Большая часть зарплаты мужчины уходит на съемное жилье, еще одна важная статья расходов – выплата кредита. Сбережений нет. Признается, что иногда его коллегам приходится брать взятки, иначе прожить не получается.
Елена, 39 лет, работает акушеркой в роддоме. Подрабатывает уборщицей в больнице. Получает около девяти тысяч рублей. Женщина в одиночку воспитывает двух дочерей. Девочки – погодки, поэтому донашивают одежду друг за другом. Около трех тысяч уходит на коммуналку. Основные траты составляют расходы на еду. Мяса едят мало, сыр сократили до одного раза в неделю. Изредка ходят на речку. Иногда могут пожарить на огне несколько сарделек, о больших тратах без кредита мечтать не приходится.

Как малоимущие семьи остаются на плаву
В 2019 году в некоторых регионах России стартовал пилотный проект по снижению бедности. Власти планировали создать реестр бедных семей и создать для них индивидуальные программы помощи. Предполагалось сократить число малоимущих граждан к 2024 году в два раза.
Социологи из Российской академии народного хозяйства и госслужбы решили выяснить, какую помощь в провинции получают граждане и как ей распоряжаются. Кроме того, исследователи фиксировали «язык бедности» – фразы, которые бы могли помочь понять, как люди оказались за чертой бедности, и почему не могут наладить свое финансовое положение.
Руководитель проекта, заведующий лабораторией методологии социальных исследований ИСАП РАНХиГС Дмитрий Рогозин рассказал в интервью изданию «Лента.ру», что исследование проходило в Ульяновской области, социологи пытались определить, какие социальные выплаты получают граждане и оценить их эффективность.
В ходе исследования стало понятно, что многие нуждающиеся граждане могут не получить положенную выплату, потому что о ней не знали или не смогли собрать все необходимые справки. Кроме того, многие реально бедствующие семьи не могут доказать свою бедность, потому что работали неофициально или не могут получить справку о доходах.
При этом, отмечают исследователи, ассортимент пособий действительно большой, но многие из выплат не превышают сумму в 200 рублей, и были введены еще в 1990-х годах. Многие граждане просто не хотят их оформлять, потому что потеряют больше времени, а кто-то даже не может вспомнить, что получает эти деньги. Часть воспринимает такие выплаты как издевательство – семье требуется собрать несколько тонн бумаг, чтобы получить 200 рублей, говорит исследователь.
Удивительно, что в больших городах граждане не ленятся оформлять и пособия в 200 рублей. Их логика проста: в месяц 200 рублей не много, а за год набегает приличная сумма. Однако стоит учесть, что у граждан в больших городах и селах есть доступ к различным государственным учреждениям, в глубинке такая возможность есть не всегда.
По мнению Остапковича, нынешние бюджетные средства не позволяют выплачивать значительные суммы большинству семей.

У государство просто нет таких денег, уверен экономист. Для того, чтобы бюджетные средства были увеличены, нужно разогнать экономику, чтобы увеличить прибыль и налогооблагаемую базу. Любая финансовая помощь семьям формируется за счет развития экономики, а не использования резервов.
Власти сейчас активно работают над тем, чтобы увеличить финансовые возможности малоимущих семей, не устает повторять Светлана Бессараб, член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов.
Теперь в России начал индексироваться материнский капитал, чего до этого не было, а выплаты теперь можно получить даже на первого ребенка. Кроме того, в Конституции РФ прописана ежегодная обязательная индексация социальных выплат, пособий и пенсий, отметила депутат.
Сегодня государство старается выделить деньги всем семьям с детьми, и даже до рождения ребенка. По прогнозам Счетной палаты, это поможет снизить бедность в два раза уже в ближайшие годы.
Однако выплаты охватывают далеко не всех. Статистика учитывает только граждан с доходом ниже прожиточного минимума. А что делать семьям, которые получают доход несколько выше прожиточного минимума? Они живут не намного лучше, но статистика такие семьи не учитывает.
«Я вообще живу на кухне, больше места в квартире не хватило (работающая многодетная мать!) плачу ИПОТЕКУ. После уплаты ежемесячного платежа остаются копейки, на еду не хватает, не говоря уже ни о чем другом, но по меркам Правительства я богачка! Каждый раз ложусь спать на своем диванчике на кухне с коркой черного хлеба в зубах и думаю, почему не считают реальные доходы семей с учетом выплат по ипотеке, НДФЛ и прочих обязательных расходов. Сейчас уже понимаю, что рождение третьего ребенка в России – это путь в пропасть беспробудной НИЩЕТЫ», – пишет многодетная мать Ирина.
Плачевное состояние некоторых семей фиксирует Росстат: более 35% российских семей не могут купить себе две пары обуви, подходящие по сезону. Более 80% семей испытывают сложности в том, чтобы обеспечить себя необходимым минимумом товаров, чтобы не выходить за рамки семейного бюджета.
Особую стойкость в таких историях приходится проявлять родителям-одиночкам. Например, Динара из Астраханской области – наглядный пример того, как иногда бедность не позволяет заботиться о здоровье своих детей. У женщины трое детей, она не работает, потому что ухаживает за младенцем и старшим ребенком с инвалидностью. Трое детей живут на выплаты в 20 тысяч рублей, из которых часть приходится на уход за ребенком до полутора лет, а часть на пенсию по инвалидности для ребенка. Никаких алиментов женщина не получает.

Самое дорогое, признается Динара, покупка батареек для импланта дочери. Их приходится менять один раз в два дня. Каждая батарейка стоит в районе 50 рублей. Однако пока соцзщита не может помочь Динаре в покупке необходимого – очередь за помощью у них просто огромная.
Социальный статус малоимущей семье присваивается на один год. Ежегодно его нужно подтверждать. Помощь можно получить самую разную: денежные выплаты, субсидии на ЖКХ, газ, лекарства, налоговые скидки, льготы на квартплату, социальная ипотека и многое другое.
Однако наиболее остро для многих семей стоит именно жилищный вопрос. С доходами, которые получает малоимущая семья, получить ипотеку практически нереально. Надежды многих – на льготную ипотеку, однако и такой кредит доступен далеко не всем заявителям: часть не проходит под параметры, а вторая получает слишком низкие доходы.
Некоторую помощь до сих пор можно получить только, отстояв очередь. Так, многие семьи с момента очереди и до момента получения жилья ждут по несколько лет, а потом просто теряют право на получение льготы.
Росстат в одном из исследований выяснил, что российской семье, чтобы «свести концы с концами» и купить все необходимое, необходим минимальный доход в 58,5 тысячи рублей. Минимальный доход для многодетной семьи должен составлять 82 тысячи рублей. Однако обычно малоимущие семьи очень далеки от таких сумм.
Почему социальные выплаты не помогут преодолеть бедность?
В одном из поселков Ульяновской области люди недоумевают: безработные ежемесячно получают повышенные пособия по безработице, но при этом в парке рядом из-за непогоды повалены деревья. Почему бы гражданам не дать пилы, чтобы они все убрали? Почему людям не прививают вкус к труду, сетует Рогозин. Вся помощь сводится к тому, чтобы что-то дать? Поэтому никто не виноват в том, что человек любит эксплуатировать свою нищету, замечает эксперт.
Некоторые бедные граждане уверены, что работать совершенно необязательно. Ведь государство позаботится о них в любом случае. Пенсию рано или поздно получит любой гражданин, объясняют свой праздный образ жизни некоторые получатели.
Однако не стоит ставить лень и бедность в один ряд, говорит Рогозин. Некоторые семьи действительно нуждаются в деньгах и и используют любую возможность заработать. Основная беда бедности не в лени, а в отсутствии перспектив, говорит исследователь. Большинство малоимущих уверены, что никому не нужны. И это самая большая беда, отмечает Рогозин.
Исследователи выявили, что бедные семьи часто живут одним днем, например, легко могут оформить кредит, даже не представляя, как будут оплачивать его после.
Измерить бедность только экономически нельзя, считает Рогозин. Бедность в первую очередь – это отсутствие перспектив и планирования. Бедные люди уверены, что нет никакого смысла в том, чтобы что-то планировать, все равно ничего не изменится.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, когда ждать доллар за 110 рублей.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.