Недавно Тинькофф ввел новые правила начисления кэшбэка: с 26 апреля до 31 августа кэшбэк за некоторые покупки снизится в два раза, а именно с 1% до 0,5% на категории из списка ЦБ. Что в него входит? По данным регулятора, к таким категориям относятся: оплата потребительских товаров, розничная продажа продуктов питания и еды, услуги связи, ЖКУ, оплата топлива, медицинские изделия, лекарственные препараты, медицинские услуги, услуги образования и перевозки пассажиров, проживание в гостинице и услуги организаций культуры, например, кинотеатры.
Мы поинтересовались у экспертов, почему банки начали сокращать проценты по кэшбэк, и какие есть альтернативы.
Почему исчезает кэшбэк?
По словам Алексея Шумилина, основателя и генерального директора платежного сервиса «Скрепка», некоторые российские банки действительно начали снижать сумму кэшбэка для клиентов. На его взгляд, на это есть две причины.
Первая – изменение максимальной эквайринговой комиссии, которую банки берут с магазинов за возможность покупателей расплачиваться за товары безналичным способом. Банк начисляет потребителю кэшбэк именно из эквайринговой комиссии – по сути, они делятся с клиентом полученной прибылью.
С 18 апреля этого года Центробанк закрепил максимальное значение этого показателя на уровне 1% для социально значимых товаров и услуг. Речь идет о продуктах, одежде, медицинских изделиях и услугах, лекарствах, топливе, а также услугах в сфере ЖКХ, культуры, образования, туризма и пассажирских перевозок. Ранее стоимость эквайринга для ритейлеров составляла от 1,2 до 2,2%, а в отдельных случаях могла доходить до 4% от суммы покупки, это один из самых высоких показателей в Европе. И, конечно, снижение прибыли от эквайринга закономерно влечет за собой снижение суммы возврата для клиента, объясняет Шумилин.
«В 2020 году Центробанк также вводил ограничения размера эквайринговой комиссии до 1%. Тогда речь шла о покупках в интернет-магазинах, эта мера была направлена на поддержку компаний в период локдауна и последующих антиковидных ограничений», – говорит эксперт.
Вторая причина снижения кэшбэка – уход с рынка крупных торговых сетей, часть из которых договаривались с банками об особых условиях начисления кэшбэка. Например, клиент банка получал возврат 3-5% от суммы покупки в магазинах сети, и 1% от покупок в любых других магазинах. У банков был довольно широкий перечень магазинов, покупатели которых получали «особый кэшбэк», отмечает эксперт. Сейчас этот список значительно сузился, что и повлекло снижение сумм возврата потребителю.
Розничные компании, в свою очередь, стремятся поддерживать покупателя с помощью специальных программ лояльности – например, бонусных карт, предполагающих начисление баллов за покупки, которые можно потратить на последующие покупки в магазинах сети.
Также существуют специализированные сервисы, которые агрегируют программы лояльности не только ритейлеров, но и производителей. Такие сервисы начисляют высокий кэшбэк до 50% за покупки в онлайн- и офлайн-магазинах даже при расчетах наличными.
На замену кэшбэку
Как нам объяснил Виталий Копысов, директор по инновациям Банка Синара, кэшбэк появился с приходом международных платежных систем банковских карт. Фактически торговые комиссии, которые брали в пользу платежные системы, всегда были и есть зашиты в стоимость товара или услуги для покупателя самим бизнесом. С уходом Visa и Mastercard компании ищут альтернативные способы оплаты.
«Так, сервис СБП для оплаты товаров и услуг для бизнеса снижает стоимость операций для и делает ее фактически в пять раз ниже аналогичных сервисов при использовании банковских карт. Благодаря этому удалось достичь низких банковских комиссий, взимаемых с бизнеса за торговые операции».
В то же время это стало фактическим отказом от идеологии возврата кэшбэка покупателю при оплате через СБП, говорит Копысов.
Уже сейчас бизнес начинает активно предлагать собственные программы лояльности, скидки и привилегии при оплате клиентом через СБП. Например, при оплате по QR-коду через СБП заправочные станции уже делают скидку, которую применяют сразу, рассказывает эксперт. С развитием рынка оплаты товаров и услуг через СБП бизнес самостоятельно создает системы лояльности, в которых уже будут начисляться реальным лояльным покупателям бонусы или скидки. Программы лояльности в СБП – это выбор самого покупателя, именно он голосует за лучшего продавца товаров и услуг, оплачивая эти услуги СБПэй.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, ждать ли объявления дефолта 4 мая, и как это отразится на сбережениях граждан.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.