• Для жизни
  • Для бизнеса
Фингороскоп
93.78
99.96
Главное меню
  • Для жизни
  • Для бизнеса
Все вопросы
12.06.2020

Заблокировали карту по 115-ФЗ – почему и что делать?

Заблокировали карту по 115-ФЗ – почему и что делать?
Ответы1
12.06.2020
Анатолий  Шпиц
Эксперт / Bankiros

Федеральный закон № 115-ФЗ устанавливает обязанности и ответственность юридических лиц, работающих с денежными средствами и имуществом граждан. Под действие закона подпадает деятельность кредитных организаций, МФО, страховых компаний, ломбардов, залоговых компаний, сотовых операторов. Блокировка карты физического лица — прямая обязанность банка-эмитента при наличии на это достаточных оснований.

Причины блокировки карты по 115-ФЗ

Основной целью закона признается контроль и пресечение попыток легализации доходов, полученных преступным путем, а также противодействие финансированию терроризма. В части блокировки счетов и банковских карт физических лиц контролируется вероятность совершения незаконных и (или подозрительных операций). В их числе:

  • Незаконный перевод безналичных денежных средств в наличные — в юридической сфере такая операция называется обналичиванием.
  • Совершение множества однотипных операций с целью запутывания схем расчетов и сокрытия истинных целей и участников сделки.
  • Незаконный вывод денежных средств на счета за пределы Российской Федерации.

Банки, действующие на территории РФ, обязаны контролировать операции, совершаемые по банковским картам, на предмет ее подозрительности. Решение о признании операции подозрительной принимает сотрудник отдела ПОД/ФТ (аббревиатура 115-ФЗ) кредитной организации. На практике, подозрительной может быть признана практически любая операция. Помимо этого, карты физических лиц часто блокируются по ошибке — причина этого кроется в человеческом факторе.

Операция по карте, совершенная с участием лиц или организаций, причастных к экстремистской деятельности, послужит причиной ее немедленной блокировки. На сайте Федеральной службы финмониторинга выложен перечень субъектов, со счетами которых не имеет права работать ни один российский банк.

Какие действия следует предпринять клиенту для снятия блокировки?

Ст. 4 115-ФЗ дает право кредитным организациям не оповещать клиентов о предпринимаемых мерах в отношении их карт (счетов), за исключением информирования о наложенных ограничениях — блокировки карты и интернет-банкинга. Извещение от банка поступает: по телефону, в смс-сообщении, реже — по e-mail. Единственным решением проблемы с блокировкой карты является документальное подтверждение законности совершенной операции.

Оспорить подозрительность операции можно путем объяснения ее экономического смысла. Для этого в банк предоставляется пакет документов. Единого для всех случаев перечня документов — не существует. Поэтому банк обязан направить уведомление, в котором отражена следующая информация:

  • Предпринятая в отношении карты мера — блокировка.
  • Перечень необходимых для снятия блокировки документов.
  • Способ отправки и контактные данные, по которым следует отправить документы.

О принятии документов в обработку, а также о сроках их анализа банк сообщает клиенту отдельно. Сроки рассмотрения подтверждающих документов законодательством не предусмотрены. По результатам анализа данных, предоставленных клиентом, банк принимает одно из решений: снятие блокировки с карты; отказ клиенту в обслуживании с правом подачи заявки на выпуск новой карты либо без такового права.

КомментироватьОтвет эксперта
Комментарии0
Задайте вопрос эксперту
вопрос
Bankiros без рекламы
в мобильном приложении
  • Курсы валют в банках, ЦБ РФ, торги на MOEX
  • Конвертер валют
  • Оформление заявки на кредит, займ в несколько кликов
Мобильное приложение Bankiros
QR код для мобильного приложения Bankiros
Скачать с помощью QR‑кода
Для установки наведите камеру телефона на QR‑код
Фоновое изображение Bankiros
Иконка два пальца вверх Отзыв о сайте
Оцените, насколько удобно пользоваться нашим сайтом?
Посоветуйте, что нам нужно сделать лучше?
E-mail для обратной связи (не обязательно)
Спасибо, что помогаете нам стать лучше!