Для борьбы с автомобилистами-должниками Счетная палата предлагает дать доступ к личным данным граждан для компании «Автодор», сообщает РБК. «Автодор», который берет плату за проезд по дорогам, не может найти граждан, которые задолжали уже почти миллиард рублей.
Счетная палата предложила правительству предоставить госкомпании «Автодор» право напрямую обрабатывать персональные данные автомобилистов, у которых есть задолженность за проезд по платным дорогам.
Общий долг российских автомобилистов, по последним данным за октябрь 2021 года, задолжали госкомпании более 923 млн рублей. Общий доход «Автодора» от доверительного управления дорогами за пять лет (с 2015 по 2020 годы) составил 76,4 млрд рублей. при этом поступления от сборов за проезд по платным дорогам составляют основную статью доходов компании. Как отмечают в Счетной палате, на них за шесть лет пришлось почти 97% всех заработанных денег госкомпании.
«Ее среднегодовой доход с одного километра платных дорог вырос с 7,8 млн рублей в 2015 году до 14,4 млн рублей в 2020 году. По состоянию на 1 сентября 2021 года протяженность платных участков дорог «Автодора» составила 1,8 тысячи километров».
Миллиардная задолженность возникла из-за несовершенства установленной системы, отмечают аудиторы Счетной палаты. В 2020 году при проезде по ЦКАД (платная дорога, оператором которой выступает «Автодор»), была запущена система «Свободный поток», или free-flow, которая не требует остановки для оплаты. Автомобилисты могли оплатить проезд двумя способами — с помощью предоплаты или уже после проезда.
Для предоплаты водители регистрируются у оператора, пополняют лицевой счет, а при проезде по платному участку с него списываются деньги, система засчитывает проезд через транспондер, установленный на автомобиле, или с помощью фиксации государственного регистрационного номера машины. При постоплате система фиксирует госномер автомобиля, а его владелец должен оплатить проезд в течение пяти дней после поездки.
«Узнать, кто проехал по дороге, «Автодор» может, только если автомобиль зарегистрирован в системе госкомпании. Если автомобилист решил оплатить дорогу после проезда, то «возможность получения госкомпанией персональных данных пользователя не предусмотрена», указано в документе», – отмечают в Счетной палате.
Таким образом, если водитель не зарегистрирован в системе и не заплатил за проезд, то госкомпания не может установить личность собственника по госномеру и в дальнейшем взаимодействовать с ним, чтобы уладить вопрос о погашении долга.
Отметим, в 2021 году за неоплату проезда по платным дорогам ввели штрафы от полутора тысяч рублей до пяти. При этом сам проезд нужно будет оплачивать отдельно. Как отмечают юристы, даже при привлечении нарушителей к ответственности, не позволит «Автодору» получить деньги за проезд, поскольку штраф пополняет казну государства, а не госкомпании.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, как личные данные россиян помогут бороться с коррупцией в стране.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.