У российских банков заканчиваются запасы свободной валюты. К такому выводу пришли эксперты Райффайзенбанка в своем новом исследовании банковского сектора.
Как отмечают эксперты, в начале года отечественные кредитные организации в общей сумме имели подушку из 10 млрд долларов США. Прожигать этот запас банки начали весной, когда ускорился отток капитала, началась девальвация рубля и синхронно обвалились фондовый и долговой рынок.
Как итог – к началу июля в свободных запасах осталось половина – пять млрд долларов. Именно на столько валютные резервы в виде высоколиквидных валютных активов превышали обязательства банков перед клиентами.
В июле этот запас был полностью исчерпан несмотря на то, что отток денег из банков прекратился, а счета юридических лиц даже пополнились на 0,6 млрд долларов.
Остаток валютной подушки ушел на кредиты. За это время банки выдали около 3,7 млрд долларов новых ссуд, что в принципе, не типично для сектора.
По мнению аналитиков Райффайзенбанка, часть банковской валюты конвертировали в рубли в июле внутри России. Кредитные организации продавали доллары и евро, а на эти суммы покупали форварды – контракты на их обратную покупку с отсрочкой. Благодаря таким манипуляциям, банки смогли покрыть нехватку рублевой ликвидности.
Только за июль с клиентских счетов ушло 184 млрд рублей, при учете, что объем кредитов вырос на 550 млрд рублей. Еще 100 млрд банки вложили в покупку государственных облигаций, выпущенных Минфином. За счет последних ведомство пытается заделать брешь в российском бюджете, крупнейшую с 2016 года.
«Отсутствие запаса (валютной) ликвидности в (банковском) секторе является одним из факторов, выступающих в пользу дальнейшего ослабления рубля помимо восстановления импорта, выплаты дивидендов и сокращения продажи валюты ЦБ», – отмечается в обзоре.
При этом у банков еще есть портфели еврооблигаций. Их стоимость оценивается в 47 млрд долларов. Теоретически за их счет можно получить валютную ликвидность. Однако есть вероятность, что часть этих бумаг малоликвидна, а значит, продать за такую цену их будет невозможно.