Согласно информации издания «Коммерсантъ», состоялись первые торги в России по продаже единственного жилья банкрота. После трех лет споров между должником и кредиторами победу одержали последние. Гражданину взамен прежней предоставили другую квартиру, площадью почти в пять раз меньше.
По мнению юристов, такой прецедент может спровоцировать поток аналогичных дел, а роскошное жилье снова начнут регистрировать на детей или бывших супругов.
В ходе банкротных торгов, 22 июня этого года, единственную квартиру Аркадия Поторочина продали за 8, 25 млн рублей, следует из информации Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Споры между должником и банками начались еще в 2018 году. Тогда гражданин Поторочин был признан банкротом с долгом в 21,4 млн рублей. Должник попросил исключить из конкурсной массы его двухуровневую пятикомнатную квартиру площадью 147,3 квадратных метра в Екатеринбурге как единственно жилье. Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил просьбу гражданина, однако кассация отправила спор на новое рассмотрение.
Поскольку другого имущества у должника не было, кредиторы проголосовали за замену двухуровневой квартиры на однокомнатную, площадью 31,7 квадратных метров, потому что должник не имеет супруги и детей. Во время повторного заседания суды отклонили просьбу банкрота о защите роскошной собственности, отметив, что квартира, которую предоставят взамен, «разумно достаточна для удовлетворения конституционно значимых потребностей в жилище для одного человека».
Дожник не сдался и снова подал апелляцию с требованием исключить пятикомнатную квартиру из конкурсной массы. В своей позиции гражданин ссылался на то, что замена квартиры противоречит постановлению Конституционного суда от 14 мая 2012 года. Данный документ исключает такую возможность до внесения изменений в закон, а действия кредиторов «фактически лишают гражданина частной собственности». Банкрот также привел в качестве аргумента позицию Верховного суда по делу Дмитрия Стружкина. В решении по этому вопросу сказано, что кредиторы не могут навязать должнику замещающее жилье.
Однако в феврале этого года суд закрыл производство по ходатайству банкрота, поскольку спор «разрешен ранее». Решение Верховного суда о замене двухуровневой квартиры вступило в силу и отменено быть не может. Апелляция и кассация это мнение разделили. Поэтому «слишком роскошную», по мнению кредиторов, квартиру продали с торгов.
Юристы отмечают, что этот случай продажи единственной квартиры банкрота – первый сначала действия закона о банкротстве. «Я не слышал о других подобных торгах и не встречал их в практике», – заявляет старший юрист «Арбитраж.ру» Артем Комсюков. «Подобных дел найти не удалось», – замечает также юрист Никита Степачков.
По мнению юристов, такое дело является некой попыткой судов устранить пробелы в чрезмерной защите роскошной собственности должников.
«В обществе существует определенный запрос на взыскание роскошного жилья должника. И Конституционный суд недавно допустил изъятия из правила об абсолютном иммунитете единственного жилья», – замечает юрист Денис Быканов.
Юристы предполагают, что подобных дел теперь будет все больше.
«Дело Поторочина выглядит первой ласточкой, за которой должны полететь стаи со всех уголков страны», – предупреждает Артем Комсюков.
В этой связи юрист Степачков предполагает, что «новый ожидаемый вектор судебной практики заставит многих состоятельных граждан взглянуть на проблему защиты своих активов по-новому».
Напомним, недавно Bankiros.ru рассказывал о том, какие изменения ждут пенсионеров в 2022 году.