Российскому валютному рынку вскоре предстоит пережить очередной пик погашения внешнего квартального долга. За октябрь-декабрь корпоративный сектор заплатит по займам 23,3 млрд долларов США. При этом чистыми – 21,6 млрд долларов, что на 31% больше последнего квартала 2019 года, сообщил Александр Разуваев, руководитель ИАЦ «Альпари» в своем новом обзоре, которое есть в распоряжении Bankiros.ru.
Эксперт напомнил, что в октябре корпорациям придется погасить 3,7 млрд долларов долга, банкам – около двух млрд. В ноябре эти суммы составят 3,4 млрд и 0,5 млрд. При этом доля внутригруппового долга крайне мала. У своих же «дочек» организации и банки заняли 2% и 0%. При этом в последний месяц года выплаты будут традиционно максимальными за весь год. Компании заплатят 14,1 млрд долларов, из которых 13,5 млрд – корпоративный долг.
По его словам, обязательства по погашению внешнего долга фактически означает отток иностранной валюты с российского рынка. И это в условиях, когда поступления в бюджет от газа и нефти остаются на минимумах 16-летней давности. За июль-сентябрь экспорт черного золота принес в Россию 15,3 млрд долларов, что на 51% меньше уровня прошлого года. От продажи голубого топлива страна выручила 4,6 млрд долларов, что на 43% ниже годовых показателей.
Как эффект: экспортные доходы российской экономики просели на 26% – до 76,9 млрд долларов. Профицит торгового баланса уменьшился в два раза, платежный снизился почти до нуля.
«Для стабилизации ситуации на валютном рынке, вероятно, будут по аналогии с 2014 годом задействованы финансовые резервы государственных компаний, ну и, конечно, валютные средства Министерства финансов и Банка России», – полагает эксперт.
При этом, по мнению Разуваева, у российских компаний есть шанс комфортно рефинансировать свои долги. Однако этому мешает угроза очередных санкций и неопределенность с выборами в США. Если победит Байден, на такой исход можно не рассчитывать.
«Свара с Западом очень дорого обходится российской экономике, однако выбора у Кремля особо нет. К тому же Кремль вынужден поддерживать по факту безнадежными кредитами Беларусь и Киргизию. Рубль не является мировой резервной валютой и возможности для маневра у Минфина и Банка России ограничены», – резюмирует экономист.
Также эксперт напомнил, что по итогам второго квартала реальные располагаемые доходы граждан упали на 8%. К концу года Минэкономразвитие прогнозирует падение на 3%. При этом ЦБ РФ рассчитывает, что по итогам года инфляция составит 3,7-4,2% годовых. Но выйти к максимальной точке она сможет только при цене на доллар в 83-85 рублей.
«Однако, с нашей точки зрения данный сценарий маловероятен, власти вряд ли допустят столь существенную девальвацию российского рубля. В случае реализации неблагоприятного сценария до конца года доллар США может подрасти до 85-90 рублей, а инфляция достигнет 5%», – рассказал Разуваев.
Чиновникам ЦБ не привыкать девальвировать рубль, хотя их обязанность не допускать нестабильности национальной валюты. Не понятна только позиция руководства страны. Вероятно, как говорится, пока гром не грянет мужик не перекрестится.
Слабый рубль позволяет пополнять бюджет страны через конвертацию углеводородных доходов.