Из-за кризиса российским властям пришлось обратиться за средствами резервного фонда. Однако Счетная палата выяснила, что деньги из народной «кубышки» идут не на поддержание граждан в период трудных времен, а, например, на завершение долгостроев, сообщает «Свободная пресса».
В Счетной палате подсчитали, что за первую половину 2020 года в фонде было аккумулировано более 2,1 трлн рублей – это примерно десятая часть всех расходов федерального бюджета. При этом средства на различные программы выделял не председатель правительства, как это должно было быть по закону, а его заместители.
Так, с их щедрой руки 13 млрд рублей было выделено на окончательный расчет с подрядчиками, которые строили объекты к Чемпионату мира по футболу, еще 3,3 млрд ушло на реконструкцию центра «Артек», 3 млрд – на линию электропередач на Чукотке.
Все эти средства шли в обход уже утвержденного федерального бюджета. В Счетной палате отмечают, что деньги могли быть направлены на более рациональные цели. Ведь только на возведение ледового дворца в Иркутске из резервного фонда было потрачено около 2,2 млрд рублей – в семь раз больше, чем было запланировано изначально.
Еще одни странный случай произошел в Северной Осетии и Астраханской области. В эти регионы из фонда были выделены деньги на оснащение больниц, однако их забыли внести в «Федеральную адресную инвестиционную программу» (ФАИП).
Шеф-аналитик финансовой компании «ТелеТрейд» Петр Пушкарев считает, что правительство просто не видит или не хочет видеть направления, где бы деньги могли расходоваться более эффективно. Такое положение дел сохраняется еще со времен премьерства Дмитрия Медведева.
«Допустим, что сметы, запрашиваемые регионами, не выглядят убедительно и не дают повода потратить заблаговременно зарезервированный под это триллион. Тем более, наверняка, выявленные Счетной палатой факты слабого контроля в общих чертах известны и в правительстве», – рассуждает Пушкарев.
Он отметил, что средства фонда стоило бы потратить, прежде всего, на поддержание малого и среднего бизнеса, который сильно пострадал в пандемию.
«Тогда поддержка была бы реальной, а не косметической. Многие фирмы остались бы на плаву, сохраняя рабочие места», – говорит он.
Также Пушкарев предлагает ужесточить контроль над средствами резервного фонда правительства, а для этого нужно вводить институт специальных ответственных лиц.
Есть, по его словам, и еще один путь: привлекать кого-то из уже задействованных в проверках сотрудников Счетной палаты в качестве постоянного консультанта не потом, а прямо по ходу процесса.