Несмотря на лихорадочную волатильность крусов, криптовалюты продолжают считаться потенциальными конкурентами традиционных денежных средств и финансовых институтов. Даже при том, что цифровые активы все чаще фигурируют в незаконных операций или отмывании денег, все больше людей пробуют использовать их для более быстрых, удобных и анонимных платежей. Мы решили представить, что произойдет с криптовалютами, если они пройдут путь от локальных средств расчета к более масштабному использованию.
Магазин станет криптобиржей
Для этого за основу мы возьмем теорию «свободных денег» немецкого экономиста Сильвио Гезелля. Основной принцип идеи Гезелля заключается в отделении функций денег как меры стоимости и средства обращения от функции сбережения за счет запрета на взимание процента. Вместе с тем экономист считал, что для стимулирования и поддержания высокой скорости денежного обращения при сохранении стабильных цен следует обложить такие деньги специальным налогом (демередж – «плата за простой»), чтобы снижать их номинальную стоимость.

Объясним на примере, в 1931 году в немецкой деревне Шваненкирхен для возрождения угольной шахты стали использовать частную валюту под названием «вара». Валюта постепенно обесценивалась, а для поддержания платежеспособности наличности держатели платили налог. Таким образом ограничивалась возможность использования вары для накоплений и тем самым стимулировался активный товарообмен.
К сожалению, Минфину Германии этот эксперимент не понравился, потому что он грозил монополии государства на эмиссию денег, поэтому ведомство запретило дальнейшие расчеты в варе. Но последующие эксперименты Гезелля показали, что создание такой денежной системы резко повышает деловую активность за счет отказа от дорогих традиционных дензнаков. Но поскольку лучшие с точки зрения оборачиваемости «свободные деньги» начинали распространяться вне своих локальных систем и тем самым подрывали национальное денежное обращение, регуляторы их запрещали.
Криптовалюты имеют еще большую эффективность использования, благодаря виртуальной среде обращения, децентрализации и современного контроля совершения сделок со стороны участников рынка.

Приведем еще один пример, но уже с использованием современных «свободных денег» – криптовалют. Продуктовый магазин сотрудничает с несколькими фермерами. Магазин и фермеры создают свой блокчейн, с помощью которого организуют локальную финансовую систему с собственными токенами.
Магазин закупает у фермеров сельскохозяйственную продукцию и продает им товары из внешнего сектора. Фермеры, в свою очередь, посредством криптовалюты обмениваются своими товарами и реализуют излишки в магазин. А на вырученные токены приобретают в торговой точке продукцию, которую не способны производить сами.
Таким образом, магазин заменяет банк и приобретает значение финансового института, осуществляющего конверсионные операции между локальной и внешней финансовой системой. Если же кто-либо из участников системы будет использовать две и более криптовалюты, то магазин может стать аналогом биржи.
За расширением территории – централизация капитала
Последователи теории Гезелля предполагают, что можно прописать алгоритм постепенного обесценивания локальной криптовалюты, чтобы стимулировать ее использование как средства обращения и минимизировать сберегательное применение.

Виртуальные валюты могут позволить создавать производственно-сбытовые кластеры, причем организациям не обязательно находиться в одной географической точке. Допустим, добыча сырья производится в точке А, производство товаров – в точках Б и В, а сбыт – в областях А, Б, В и Г. Таким образом, финансовые отношения между этими участниками экономических отношений могут осуществляться посредством криптовалюты, использующейся в их локальной финансовой системе.
В отличие от общедоступных криптовалют, конфиденциальность операций с теневыми токенами будет более надежной, поскольку информация обо всех платежах станет циркулировать среди ограниченного круга участников, связанных круговой порукой. Однако в замкнутых экономических системах фактор анонимности не будет играть столь большой роли. Вместо него более значимым будет считаться контроль добросовестности исполнения сделок, после чего последует трансформация используемого цифрового актива из средства обращения в средство обращения и платежа. Тем самым появятся предпосылки для формирования рынка заемного капитала с использованием криптовалюты.

Также у большинства участников системы исчезнет потребность в традиционных денежных единицах и некоторых финансовых инструментов вроде аккредитивов и факторинга. Вместе с тем появятся широкие возможности ухода от налогов.
Но для эффективности и самодостаточности подобных кластеров и их внутренних валют необходима широкая номенклатура производимой и потребляемой его участниками продукции, обеспеченность ресурсами, производственными возможностями и рынками сбыта. Следовательно, финансовой системе криптовалюты потребуется расширение территории использования за счет вытеснения традиционных денежных средств.
Поэтому у системы возникнет потребность в централизации, а значит у виртуальной валюты со временем появятся аналогичные недостатки, что и у фиатных денег, в том числе и концентрация большей части богатств в руках ограниченного числа лиц и институтов.