Недавно цены на газ совершили в Европе новую революцию. Как оказалось, экологическое тепло не всегда эффективно и холод может победить только грязный уголь и неэкологичный газ. Поэтому цены на углеводороды резко пошли вверх, а экономисты начали твердить, что спасти европейцев от дефицита голубого топлива может только Северный поток-2. Однако все может измениться уже через несколько лет, если западные соседи массово перейдут на более экологичные способы добычи и потребления энергии. Ждать ли полного отказа от углеводородов в скором времени? Об этом в беседе с Bankiros.ru генеральный директор ООО «Трансэнерком» Олег Шевцов.
В России декарбонизация экономики движется медленно, в связи с большой зависимостью бюджета государства от экспорта ископаемых ресурсов. Помимо того, что экспорт энергоресурсов из страны может сократиться на 16% к 2040 году, развитие возобновляемой генерации потребует не только огромных вложений, но и не решит экологическую проблему.
Например, для накопления и хранения энергии, полученной при помощи ВИЭ, потребуются аккумуляторные батареи, состоящие из графита, лития и кобальта, а также меди и алюминия. Для достижения условий Парижского соглашения – ограничения глобального потепления только на 20С до 2050 года – понадобится 3-3,5 млрд тонн перечисленных материалов, в то время как добыча всего одного из них уже наносит непоправимый вред экологии. Для получения тонны лития требуется более двух млн литров воды, чтобы залить их в соляные скважины и выкачать раствор с высоким содержанием этого металла, который через 12-18 месяцев образуется путем выпаривания.
Поддержать экспортную позицию России на мировом рынке могло бы водородное топливо, для производства которого страна имеет большой потенциал. Однако инфраструктура, связанная с хранением и транспортировкой водорода, должна быть прочной, чтобы избежать утечек и взрывов.
Несмотря на намерения Евросоюза перейти к нетто-нулевым выбросам СО2 к 2050 году, крупнейшие нефтегазовые компании Европы разработали и начали реализацию стратегий декарбонизации бизнеса, но не заявляли о полном отказе от добычи и экспорта ископаемых ресурсов. Таким образом, декарбонизация Европы происходит из-за дефицита углеводородов в будущем (их запасов на территории ЕС хватит на 8-14 лет), ограниченность государственных бюджетов для строительства новых мощностей «зеленой» генерации вынуждает страны ЕС увеличивать экологический налог, которого все равно недостаточно, чтобы полностью перейти наВИЭ. В связи с этим, крайне вероятно, что Европа станет полностью независима от углеводородов к 2050 году.