На днях участники топливного рынка забили тревогу. Российский топливный союз (РТС) и Независимый топливный союз (НТС) направили вице-премьеру Дмитрию Козаку письмо, в котором предупредили властей о высоком риске скачка розничных цен на бензин в ближайшее время.
В качестве главной предпосылки эксперты указывают ускорение биржевых и оптовых цен на бензин. Так, сорт АИ-92 за месяц подорожал на 23% за тонну, а сорт АИ-95 прибавил 18,5%.
Причем цены на заправках отреагировали почти сразу. По данным центра «Кортес», с 14 по 18 мая стоимость АИ-92 и АИ-95 возросла на 63 копейки, до 40 и 42,81 рублей за литр. Наиболее заметный всплеск цен пока зафиксирован только в Красноярске, где АИ-98 подорожал на 2,5 рубля, до 50 за литр.
Ситуация очень напоминает весенний скачок топливных цен в прошлом году, считает главный аналитик «Центра аналитики и финансовых технологий» Антон Быков. Тогда биржевая стоимость бензина выросла на 25-30%. Сейчас рост топливных цен на бирже не превышает 15-20%.
«Единственное, что не дает реализоваться этому скачку, – соглашение нефтяников с правительством о заморозке розничных цен на топливо», – уверен Быков.
Однако рост стоимости бензина все же полностью не остановился. С начала года автомобилисты ощутили повышение цен на 1,7-2%. По разным оценкам, за лето топливо может подорожать на 2-5% или 10-13%.
Старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова согласна, что основной рост цен на бензин еще впереди. По ее информации, за год бензин обычно дорожает на 8-20%. Сейчас на повышение стоимости топлива работает повышенный спрос из-за сезона полевых работ.
Причем такой сезонный эффект летом возникает во всем мире, из-за чего рискует возникнуть глобальный дефицит черного золота. Об этом в начале месяца предупреждал министр энергетики Александр Новак. По этой причине россияне могут столкнуться с нехваткой горючего и заметным ростом цен на бензин.
Еще одним драйвером подорожания стало сокращение объема производства из-за весеннего ремонта НПЗ.
Однако главным фактором роста цен на бензин все эксперты единогласно называют сокращение поставок на внутренний рынок в пользу экспорта. Дело в том, что продажа топлива на внутреннем рынке в последнее время признается убыточной из-за неудачного налогового маневра властей, повышения акцизов и увеличения НДС.
В среднем при продаже одного литра бензина компания-производитель теряет шесть рублей, подсчитал ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев для «Газеты.ру».
Кроме того, в течение года на нефтяников давит соглашение с правительством о заморозке цен. Последний раз оно было продлено в конце марта. Тогда обе стороны договорились не повышать розничные цены на топливо выше, чем на уровень среднегодовой инфляции и роста НДС.
Читайте также: Правительство заплатит нефтяникам за заморозку цен на бензин
Чтобы покрыть часть потерь от упущенных возможностей отправить топливо на экспорт, правительство ввело для нефтекомпаний демпфирующий акциз. Он возмещает 50–60% от разницы между экспортными ценами и фиксированной внутренней ценой. Но, по мнению экспертов, большинство нефтепроизводителей все равно терпят убытки или выходят «в ноль».
Однако в правительстве не видят причин для беспокойства по поводу возможного скачка цен, заявил вице-премьер Дмитрий Козак. По его мнению, сегодняшний уровень биржевых цен обеспечивает розничному сегменту достаточную маржинальность.
Но, как полагает президент НТС Павел Баженов, к началу июля литр бензина может подорожать на три-пять рублей.
«И это не предел — все будет зависеть от целого ряда факторов. Например, если цены на нефть пойдут вверх, то рост [цен на топливо] окажется еще больше», — заключил Баженов.