Ситуация на топливном рынке страны нагнетается: президент Независимого топливного союза Павел Баженов сообщил о высоком риске резкого скачка цен на бензин. Причиной этому послужил рост биржевых цен на бензин.
С 15 апреля по 15 мая оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на бензин марки АИ-92 выросли на 23%, бензин АИ-95 подорожал на 18,5%, а летнее дизельное топливо прибавило 2,5%, говорится в письме Баженова. Рост цен на бирже сказывается и на стоимости топлива при мелкооптовых закупках. Так, в Саратовской области за указанный период цена АИ-92 выросла на 11,2%, АИ-95 — на 10,4%.
По его словам, цены региональных сбытов вертикально-интегрированных компаний повышаются практически ежедневно во всех регионах страны. Демпфер, который правительство рассматривало как инструмент обеспечения достаточной маржинальности и для нефтепереработки, и для розницы, не справляется с поставленными задачами, сообщил президент НТС.
Читайте также: Правительство заплатит нефтяникам за заморозку цен на бензин
По словам Баженова, в 2019 году нефтепереработка оказалась в кризисном состоянии. Разрыв между реальной внутренней ценой и нетбэком (экспортная цена минус налоги и транспортные издержки) достиг максимального значения в апреле 2019 года: по бензину — 23,9 тысяч рублей за тонну, по дизельному топливу — 9,2 тысяч. Нефтепереработка крупных нефтяных компаний «сводит концы с концами за счет других центров прибыли и частичного возврата обратного акциза на нефть», а независимые НПЗ фиксируют одни убытки, говорится в письме топливного союза. Если не принять срочных мер, весьма вероятна реализация сценария прошлого года, когда произошел резкий скачок и оптовых и розничных цен, предупреждает глава НТС. Чтобы избежать кризиса, Баженов предлагает правительству ряд мер, в том числе вдвое снизить акцизы на топливо класса Евро 5 и повысить продажи бензина на бирже.
Весной прошлого года топливо на заправках резко подорожало, превысив уровень инфляции почти в пять раз. В ситуацию пришлось экстренно вмешаться правительству, которое снизило акцизы на топливо, ввело специальную к ним надбавку и дало возможность вводить экспортные пошлины в размере 90% на нефтепродукты. В конце марта этого года власти и нефтяники продлили соглашения о заморозке топливных цен еще на три месяца — до 1 июля, чтобы не допустить рост цен на бензин и дизель.