Bankiros
Bankiros в мобильном приложении
Наведите камеру телефона на QR‑код
  • Для жизни
  • Для бизнеса
Курсы Московской биржи
Личный кабинет
Главное меню
  • Для жизни
  • Для бизнеса
Малый бизнес ждет кассовый разрыв: эксперт назвал главную угрозу в 2026 году
Экономика

Малый бизнес ждет кассовый разрыв: эксперт назвал главную угрозу в 2026 году

09 декабря 2025 13:13667 просмотров 0 комментариев Чтение: 1 мин.
Выделить главное
Шрифт с засечками
В избранное
Этот материал будет интересен нашим читателям, которые хотят знать, с какими итогами завершается 2025 год и чего ждать на начало 2026 года.

2025 год стал для российского бизнеса временем контрастов. Пока крупные компании в целом демонстрировали спад прибыли на фоне дорогих кредитов и снижения спроса, малый бизнес показал впечатляющую жизнестойкость, увеличив обороты и численность.

Однако уже в первой половине 2026 года этот рост может столкнуться с серьезными вызовами: растущая дебиторская задолженность, кадровый голод и ужесточение условий кредитования грозят замедлить позитивную динамику. Эксперты финансового сектора рассказали об основных драйверах и рисках для МСП специально для Bankiros.ru.

Недоступные кредиты и снижение прибыли: итоги 2025 года

Сооснователь и директор по продукту компании «Мое дело» Анастасия Моргунова рассказала, что к концу 2025 года бизнес подошел с противоречивыми финансовыми результатами:

«Многие компании столкнулись со снижением прибыли, так, по итогам 8 месяцев сальдированный финансовый результат компаний нефинансового сектора составил 15,9 трлн рублей (–13,1% год к году)».

На фоне высокой ключевой ставки стали менее доступны кредиты, выросли операционные расходы, кредитная нагрузка, отметила Моргунова.

Повлияло на бизнес и ухудшение внешнеэкономической деятельности, санкции, некоторые отрасли, например строительство, транспорт, столкнулись со снижением внутреннего спроса, отметила Моргунова.

Почему малый бизнес будет «задыхаться» в первом квартале 2026 года?

Моргунова отметила, что устойчивую положительную динамику показал малый бизнес:

«Так, в 2025 году количество субъектов МСП превысило 6,7 млн, что говорит о росте предпринимательской активности, вовлечении значительного количества граждан в самозанятость, микропредпринимательство».

Оборот малого бизнеса вырос на 6%, развитию малого бизнеса способствуют программы государственной поддержки: льготное кредитование, субсидии, налоговые преференции в некоторых отраслях, отметила Моргунова.

Как заявила Моргунова, меры поддержки постепенно пересматривают:

  • части льгот в 2025 году лишились ИТ-компании;
  • подход к субсидированию стал более избирательным, так как акцент смещается с количественных показателей (число занятых) в сторону качественных (прибыльность компании).

С начала 2025 года МСП привлекло за счет господдержки более 263 млрд рублей: малый бизнес растет в том числе и за счет госзакупок, рассказала Моргунова.

В первом полугодии 2025 года поставщиками госзаказчиков стали 150 тысяч субъектов МСП, ожидается, что объем закупок к концу года составит около 9 трлн рублей, сообщила Моргунова.

Однако малый бизнес столкнулся с рядом сложностей: в МСП отмечается рост дебиторской задолженности, отметила Моргунова:

«Крупные компании стали чаще увеличивать сроки оплаты, что нередко приводит к кассовым разрывам у их поставщиков: выросла регуляторная нагрузка на бизнес».

Остро стоит вопрос дефицита оборотных средств и недоступности кредитования, заявила Моргунова:

«В сегменте МСП растут кредитные риски, увеличивается количество проблемных кредитов, особенно среди малого бизнеса, банки ужесточают условия к заемщикам из МСП, что делает кредитование еще менее доступным».

Замедляет развитие бизнеса и дефицит кадров, особенно в таких отраслях, как ИТ, логистика, производство, подчеркнула Моргунова:

«Практически все компании сталкиваются с нехваткой квалифицированных специалистов и одновременным ростом зарплатных ожиданий соискателей».

Для того чтобы удовлетворять растущие зарплатные ожидания кандидатов, бизнес вынужден увеличивать фонд оплаты труда (ФОТ) и, если крупный бизнес имеет для этого ресурсы, небольшие компании проигрывают зарплатную гонку, заявила Моргунова.

Почему первый квартал 2026 года станет проверкой на прочность для малого бизнеса?

Моргунова отметила, что первый квартал 2026 года станет периодом адаптации к масштабной налоговой реформе: увеличится ставка НДС до 22%, а также снизятся лимиты для УСН и ПСН:

«Сильнее всего изменения затронут малый бизнес, особенно в низкомаржинальных сферах – например, в торговле и общепите».

Бизнес будет стараться компенсировать рост налоговой нагрузки, и в первую очередь за счет увеличения цен, заявила Моргунова:

«На товары с неэластичным спросом ставка по НДС будет вшита полностью».

Значительный рост цен на товары с эластичным спросом может привести к снижению спроса и, как следствие, к сокращению объемов продаж и прибыли, отметила Моргунова.

Поэтому компании будут стараться соблюдать баланс, возможно, даже жертвуя частью прибыли ради того, чтобы сохранить клиентов: цены на такие категории товаров будут расти постепенно, к концу I квартала они стабилизируются, заявила Моргунова.

В целом налоговые изменения потребуют от бизнеса пересмотра всей бизнес-модели и снижения издержек, отметила Моргунова:

«Компаниям на УСН, выручка которых приближается к лимиту по НДС или превышает его, стоит рассмотреть переход на НДС со стандартной ставкой (22%), чтобы получить возможность принимать входящий налог к вычету, если он есть».

Практически во всех отраслях произойдет сжимание и консолидация рынка, заявила Моргунова:

  • часть малых компаний будет вынуждена закрыться;
  • можно ожидать роста M&A-сделок;
  • для крупных компаний 2026 год станет окном возможностей, так как они смогут поглотить не только конкурентов, но и компании, которые усиливают их экспертизу.

В условиях дефицита кадров, высокой налоговой нагрузки и дорогих кредитов бизнес будет стремиться к повышению своей эффективности и производительности, отметила Моргунова.

В первую очередь – за счет цифровизации и автоматизации бизнес-процессов, отметила Моргунова:

«Онлайн-кассы, облачные сервисы финансового и кадрового учета, CRM, ЭДО будут широко внедряться не только в крупных компаниях, но и в малом бизнесе».

Тем более на рынке есть решения, доступные небольшим компаниям: повышение уровня цифровизации будет способствовать росту прозрачности бизнеса, отметила Моргунова.

Три сценария на квартал: от выравнивания динамики до «глобального шатдауна» рынка

Основатель CPA-сети FCN Татьяна Мичурина определила следующие сценарии развития:

Позитивный сценарий

Он предполагает, что январь будет стремиться догнать декабрь по результатам, февраль, по оценкам, покажет небольшой рост относительно января, а март останется примерно на уровне февраля.

Такой сценарий выглядит наиболее благоприятным: рынок демонстрирует восстановление после зимних праздников и выравнивает динамику к концу квартала.

Базовый сценарий

Он выстраивается иначе: в нем январь выглядит чуть слабее декабря, февраль выходит на уровень декабря, а март показывает снижение относительно февраля.

Такая картина соответствует исторической статистике: март традиционно остается одним из самых слабых месяцев года.

Причины этого сложно сформулировать однозначно:

  • после зимы многие не успевают перестроиться в рабочий ритм;
  • обновление активности обычно начинается уже в апреле, а март проходит в состоянии инерции и накопленной усталости.

В этот период рынок еще не успевает запустить новые процессы, а эффекты зимних месяцев сохраняются.

Негативный сценарий

Он формируется в случае ужесточения ограничений в микрофинансовом и банковском секторах, а также в сфере цифровой безопасности.

Речь идет о возможной фильтрации интернет-трафика, усилении защиты граждан от негативных воздействий сетей, блокировках соцсетей или мобильной связи.

В такой ситуации компании будут работать только с сайтами из «белых списков»: сайты партнеров и вебмастеров в эти списки не входят, что грозит глобальным шатдауном рекламного рынка.

При полном отсутствии рекламных бюджетов и ограничениях на продвижение динамика квартала будет идти по нисходящей: январь окажется хуже декабря, февраль — слабее января, а март — слабее февраля.

Такой спад будет плавным, но постоянным.

Что в итоге:
  • на фоне высокой ключевой ставки стали менее доступны кредиты, выросли операционные расходы, кредитная нагрузка;
  • первый квартал 2026 года станет периодом адаптации к масштабной налоговой реформе: увеличится ставка НДС до 22%, а также снизятся лимиты для УСН и ПСН;
  • целом налоговые изменения потребуют от бизнеса пересмотра всей бизнес-модели и снижения издержек;
  • эксперты спрогнозировали три развития сценария на первый квартал 2026 года;
  • на нашем сайте можно оформить кредитную карту с кешбэком на покупки;
  • полезные обновления публикуются в нашем телеграм-канале и мессенджере МАХ.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Виктория Лыжова
Автор:Виктория ЛыжоваЖурналист-аналитик / Bankiros.ru / Bankiros.r...
Источник: Bankiros.ru
Оцените статью
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм Bankiros.ru
Подписаться
бумажный самолет
Комментарии0
Bankirosбез рекламыв мобильном приложении
  • Курсы валют в банках, ЦБ РФ, торги на MOEX
  • Конвертер валют
  • Оформление заявки на кредит, займ в несколько кликов
Мобильное приложение Bankiros
Мобильное приложение Bankiros скачатьМобильное приложение Bankiros скачатьМобильное приложение Bankiros скачатьМобильное приложение Bankiros скачать
Иконка два пальца вверх Отзыв о сайте
Оцените, насколько удобно пользоваться нашим сайтом?
Посоветуйте, что нам нужно сделать лучше?
E-mail для обратной связи (не обязательно)
Спасибо, что помогаете нам стать лучше!
Мы обрабатываем ваши cookie-файлы.
Отправить редакции bankiros.ru сообщение об ошибке в тексте
Текст:
Комментарий
Спасибо за вашу бдительность!
У вас есть что нам сказать?

У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Мы написали текст по теме, про которую вы знаете больше нас? Напишите нам!

Спасибо за обращение!