Большинство чиновников и политиков, стоящих сейчас у верхушки власти, никогда не служили в армии. Президент Владимир Путин сразу после университета ушел по распределению в КГБ, а премьер-министр Дмитрий Медведев был только однажды на военных сборах. Даже министр обороны Сергей Шойгу отучился лишь на военной кафедре, хотя носит звание генерал-майора.
Найти бывших солдат воздушно-десантных войск среди политической элиты еще труднее. Однако два имени нам удалось отыскать – зампред правительства Дмитрий Козак и руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
«Когда увидел раскрытый купол парашюта – заорал»
В начале второго курса Индустриального техникума, имея отсрочку от армии, молодой Миронов добровольно ушел проходить срочную службу. Экс-председатель Совета Федерации в одном из интервью вспоминал, что в молодости он совершенно не знал значение аббревиатуры ВДВ. Тогда Миронов поинтересовался об этом у военкома, и тот сильно возмутился: «Как что? Воздушно-десантные войска!», – жестко ответил военный.
По словам политика, в тот момент он сразу начал представлять, как его парашют не раскрывается, и он камнем летит к земле. Но комиссар успокоил юного срочника:
Драться научат, девчонкам нравится, – вспоминал слова военкома Миронов. – И я согласился. О чем совсем не жалею.
В разговоре с журналом «Собеседник» политик рассказывал, что первый прыжок он совершил самым последним в дивизии из-за опухшей ноги. Только через неделю ему удалось впервые раскрыть парашют, когда все уже прыгали во второй раз.
Три-четыре самолета, в каждом – нас по 9 человек и выпускающий офицер. Прыгать надо с 800 метров. Сижу, а меня едят два страха. Один – животный инстинкт самосохранения: в пустоту шагнуть страшновато. А второй страх – оказаться трусом в глазах товарищей, – вспоминал Миронов.
Но, по словам руководителя «эсеров», тогда он не поддался страху и выпрыгнул первым.
Когда увидел раскрытый купол парашюта – заорал. Я в тот миг был самым счастливым человеком на свете, – признавался политик.
За два года службы в Литве и Азербайджане у Миронова накопилось 25 прыжков, а демобилизовался десантник в звании гвардии старший сержант запаса ВДВ.
С 2001 года лидер «Справедливой России» регулярно встречает День десантника в Москве:
Все по традиции: в 10 утра мы возлагаем венки к памятнику десантников 6-й роты на Суворовской площади. А если в этот день я выезжаю из дома на машине, то обязательно беру с собой флаг Воздушно-десантных войск.
Со многими сослуживцами политик переписывается или встречается до сих пор. Некоторые, по признанию Миронова, давно работают вместе с ним.
«Интересная и увлекательная служба»
Еще до учебы в университете Козак проходил службу в спецназе Главного разведывательного управления Генштаба СССР. Правда, об этом впервые сообщил не сам чиновник, а экс-министр обороны Сергей Иванов в интервью программе «Вести. Недели».
Позже, чиновник сам признался, что был десантником, и за два года в армии совершил несколько десятков прыжков с парашютом. В 2006 году в комментарии изданию «Известия» Козак поделился подробностями о своей армейской карьере:
Я служил в Псковской и Кировоградской областях. У нас была очень активная подготовка, и не было никакой дедовщины. Поэтому от армии у меня самые позитивные впечатления.
А в 2011 году в интервью газете «Metro Москва» зампред правительства подчеркнул, что служба десантника — «это интересная и увлекательная служба, особенно для молодых людей».