Кредитные организации почти прекратили составлять официальные черные списки и стали отказывать клиентам, не передавая данные об этом в Росфинмониторинг. По данным издания "Коммерсант", таким образом банки избегают длительных процессов реабилитации клиентов.
Подобные действия банков собеседники издания объяснили тем, что после запуска двухуровневого механизма реабилитации клиентов-отказников, те начали активно обращаться в банки с запросами на исключение из перечня. Согласно программе ЦБ, на первом этапе банк самостоятельно должен принять решение об устранении и удалении оснований, по которым ранее клиенту было отказано в услугах организации.
Второй уровень реабилитации наступает только в случае, если банк не меняет свое прежнее решение по клиенту-отказнику. Тогда клиент может обратиться в Банк России, где его заявление будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга.
Как объяснили репортерам "Коммерсанта", отказы банков клиентам без их официального включения в черный список через Росфинмониторинг нигде не фиксируются, поскольку большинство клиентов-физлиц не настаивают на документальном закреплении отказа в проведении операций. В то же время банки имеют полное право не сообщать контрагенту о причинах отказа.
По информации источников газеты, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг сейчас не превышает 0,01% от общего количества отказов и реабилитация не работает.
При этом не представляется возможным установить, является ли отказ банка пользователю следствием внесения его в черный список по 115-ФЗ или кредитная организация руководствовалась внутренним регламентом, не информируя Росфинмониторинг, считает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.
По словам источников "Коммерсанта", разрешить сложившуюся ситуацию могли бы ЦБ и Росфинмониторинг (в их ведении находится официальный черный список). Однако в обеих организациях рассказали, что законодательством такой порядок взаимодействия не предусмотрен.