Злоумышленники все чаще оформляют кредиты по чужим документам. Жертвы же узнают о том, что они якобы брали деньги у банка или микрофинансовой организации уже поздно – только после звонка коллекторов.
Так случилось с Марией Т. Женщина заказывала карточку известного банка с курьером. Тот сфотографировал Марию с паспортом в руке. Такое является обычной практикой: все чаще карточки выдают не в отделении банка, а привозят клиенту домой или на работу.
После этого Марии стали звонить из МФО с требованиями вернуть деньги, которые она у них брала. Оказалось, что сотрудники МФО оформили на ее имя займы, используя то самое фото с паспортом. Некоторые МФО, отметила Мария, после такого расследования, пошли ей навстречу и претензии больше не предъявляли. Во многом этому помогло и правильное общение с коллекторами. В этом материале Bankiros.ru расскажет, как вести себя, когда коллекторы звонят по несуществующему долгу.
Сохраняйте спокойствие и не грубите
Время, когда коллекторы могли угрожать и грубить, осталось позади. Сейчас это практикуют только черные кредиторы. Чаще всего коллекторы – это обычные специалисты, как и банковские служащие. У них есть определенный план работы – обзвонить несколько сотен клиентов и собрать с них побольше денег.
Они не будут разбираться, есть ли у вас кредит или нет. Они звонят по тому списку, которое выдало руководство. Однако они не вполне адекватно могут реагировать на фразы, что это не вы или брали не вы, потому что часто слышат это даже от тех, кто действительно брал кредит.
Специалисты настоятельно советуют не отвечать на звонок коллекторов грубо. По закону «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности..» все звонки, которые осуществляют сотрудники коллекторских агентств, должны записываться. Если вы будете хамить коллектору, использовать нецензурную лексику, брань, то он вполне может написать на вас заявление в полицию и приложить запись разговора. В этом случае вас ждет разбирательство с вашим участковым и штраф.
Не бойтесь отстаивать свои права
Также по закону «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности...» коллекторы не могут звонить должникам более трех раз в неделю. При этом специалист должен представиться должнику и уточнить, из какого он агентства. Иначе вы можете попросить у него данные для связи и написать заявление в прокуратуру или Федеральную службу судебных приставов, которая осуществляет контроль над всеми профессиональными коллекторскими агентствами.
Уточните свою кредитную историю
Существует несколько вариантов узнать свою кредитную историю. Вы можете сделать это бесплатно через портал Госуслуг или отправить запрос в Центральный каталог кредитных историй. Это поможет узнать, в каком бюро кредитных историй находится именно ваша. После этого вы можете направить электронное письмо в ваше БКИ. В течение трех дней оно должно предоставить вам отчет. Каждый гражданин может ознакомиться со своей кредитной историей совершенно бесплатно дважды в год.
Сделать это платно вы также можете в приложении Сбербанка, если если являетесь их клиентом. Это поможет вам выяснить, кто являлся вашим первоначальным кредитором, то есть тем, кто продал ваш долг коллекторам. Когда вы увидите там организацию, в которой действительно оформляли заем, ничего противоправного в звонках коллекторов нет. Если вы там не занимали, позвоните в кредитное учреждение и уточните, какой именно долг они продали коллекторам. Запросите копию кредитного договора, уточните, как проходила идентификация клиента. После этого можете написать заявление в прокуратуру или полицию.
Несуществующие долги растут пропорционально росту выдач микрозаймов через интернет. Идентификация клиентов была несовершенной и пробелами в ней легко могли воспользоваться мошенники. Так появилось понятие фрода – обмана, когда злоумышленники покупают в даркнете чужие персональные данные и оформляют по ним кредиты. Сейчас финучреждения активно борются с такими явлениями.
Если вам будут звонить коллекторы с вопросом, когда вы вернете кредит, который вы не оформляли, отвечайте, что вы не настоящий заемщик и сейчас разбираетесь с компанией, которая якобы выдала вам заем.
Если из-за таких недоразумений банк отказывается выдать вам кредит, напишите ему объяснительную. Подобные разбирательства не должны мешать честному кредитованию.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, как выплаты на школьников ударили по МФО: на что россияне собирают детей в школу?