Курс рубля будет зависеть от стратегии регулирования нацвалюты, выбранной властями - вмешательство или сохранение плавающего курса. Единого мнения в этом вопросе до сих пор нет. Однако пока регуляторы склоняются к сохранению плавающего курса рубля. В этом случае для стабилизации курса есть не так много инструментов.
Равновесный курс зависит от трех параметров: счет текущих операций, золотовалютные резервы и счет движения капитала.
Сальдо торгового баланса отражает разницу между экспортом и импортом. Его сложно вернуть к уровням прошлого года: экспорт увеличился за счет роста цен на сырье, восстановление импорта займет до шести месяцев и все равно не достигнет объемов экспорта, передают слова аналитика Константин Асатуров «Известия».
В идеальной ситуации экспорт и импорт могли бы стабилизироваться самостоятельно, однако из-за дисбаланса на сырьевых рынках такое вряд ли возможно. Сейчас рост цен на нефть не вызывает адекватной реакции предложения из-за нерыночных факторов, в том числе геополитики, санкционного эмбарго на нефть, нестабильности в Ливии и Эквадоре. Это же относится и к импорту: спрос на зарубежные товары есть, однако не может быть удовлетворен из-за санкций и проблем в логистике.
Фактор управления курсом рубля за счет золотовалютных резервов не может быть удовлетворен, поскольку драгоценные металлы зависят от динамики ФРС, а это бы поставило Центробанк РФ в зависимость от ситуации в экономике США.
Дружественные валюты нестабильны и чувствительны к политике. К примеру, та же турецкая лира или бразильский реал. Спасти ситуацию мог бы китайский юань, однако это не свободно конвертируемая валюта. Из-за этого резервы ЦБ РФ могут быть зависимы от политики КНР в плане ограничения движения капитала.
Фактор в виде счета движения капитала вычисляется как разница между вложениями нерезидентов в государство и инвестиции резидентов за границей. До этого регулятор использовал ограничение ключевой ставки.
Центробанк использовал его однобоко, отмечает аналитик. ЦБ повышал ключевую ставку для ограничения оттока нацвалюты. Так, он спасал рубль от чрезмерной девальвации и удерживал инфляцию. Это помогло вырасти рублевой ставке, разнице номинальной ставки и инфляции, что мотивировало нерезидентов инвестировать в российские ценные бумаги.
Однако в новых условиях прежние правила уже не применимы. Скорее всего России придется долго жить с большим положительным сальдо торгового баланса. Из-за санкций регулировать движение капитала из России и обратно достаточно сложно. Даже при снятии ограничений на вывод капитала скорее негативное отношение «русским» деньгам за границей останавливает резидентов от инвестиций в зарубежные активы.
Однако остаются дружественные государства, в которые можно инвестировать, чтобы снизить капитальный счет. Когда-то так поступили в США, инвестируя в другие государства, в том числе в производства в Китае и на Тайвани.
При этом Китай также инвестирует по всему миру, в том числе в инфраструктуру Индии, страны АТР и Южную Америку. Это спорный момент, однако такими инвестициями могла бы заняться и Россия вместо импортозамещения. При этом ждать, что частный капитал будет здесь первым, не стоит. Однако с помощью средств госкопораций или госстимулирования такой подход может быть результативным. Например, инвестиции в полупроводниковые мощности в Китае помогли бы найти применение инвалюте, позволив не укрепиться рублю, а также закрыть потребность страны в микроэлектронике.
Такой же подход можно применить к авиа- и автомобильной промышленности. Россия могла бы построить заводы комплектующих в СНГ с дешевым трудом. Безусловно, такие инвестиции сопряжены с рисками и их стоит использовать локально. Однако в долгосрочной перспективе это может быть выходом для экономистов РФ.
При этом отменять идею импортозамещения не нужно, но лишь в тех областях, в которых это будет эффективным.
В капитальный счет также включаются портфельные инвестиции. Это расширение инструментария для инвестиций в активы дружественных стран, над чем сейчас работает СПБ Биржа. Это также может ослабить рубль. Недавно биржа заявила о доступе россиян не только к акциям Гонконга, но и материкового Китая, а также других стран БРИКС.
Так, стимулирование импорта, дружественные валюты и инвестиции за рубежом в дружественные государства составляют весь инструментарий властей для ослабления рубля, если они остановятся на плавающей валютном курса, резюмировал эксперт. При этом пока у ЦБ нет альтернатив валютным интервенциям.
Однако при таком сценарии Россия все равно сможет проводить независимую денежную политику и сохранить возможности для беспрепятственного движения капитала.
Недавно Bankiros.ru рассказывал о том, как Центробанк планирует ограничить россиян в новых кредитах.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.