На прошлой неделе Центральный банк России в очередной раз повысил ключевую ставку сразу на один процентный пункт – с восьми с половиной процентов до девяти с половиной процентов. Это, пожалуй, лучшее доказательство того, что уровень инфляции в России очень высокий и не поддается контролю. С марта 2021 года это уже восьмое повышение ключевой ставки, однако инфляция все равно не сбавляет темпов.
Повышение цен россияне хорошо ощущают на своих кошельках. О повышении цен говорит каждый, кто бывает в магазинах, даже очень редко. Здесь все же стоит учесть и официальные данные, которые у многих могут справедливо вызывать недоверие. Однако даже официальная статистика показывает, насколько быстро растут цены.
Согласно информации Росстата, потребительские цены в начале этого января в годовом выражении выросли на 8,7%. При этом продовольственные товары выросли на 11,1%, а плодоовощная продукция – на 16%. Весь февраль в лидерах по подорожанию была капуста белокочанная – она подорожала на 17%, огурцы подорожали на 16%, помидоры – на 14,2% и бананы, которые выросли в цене на десять процентов.
Как в такой ситуации обуздать инфляцию, думает Банк России, а затем повышает ключевую ставку. Таким образом, деньги становятся дороже, их предложение в экономике ограниченнее – именно по ключевой ставке Центробанк снижает предложение коммерческим банкам. Так, снижается платежеспособность спроса, а значит, и снижается инфляция.
Почему инфляция растет, несмотря на старания Центробанка?
Согласно общемировой практике, наш регулятор поступает совершенно верно, говоритдоктор экономических наук, Игорь Николаев в интервью «Новой газете». Однако важно учитывать то, что инфляция в России носит иногда совершенно не монетарный характер.
На инфляцию влияют и другие факторы, в том числе, недостаточная конкуренция, высокие инфляционные ожидания, особенности государственного регулирования цен и многое другое, отмечает экономист. Банк России хоть и признает такие факторы, но почему-то их явно недооценивает.
Почему так происходит, совершенно очевидно, говорит Николаев. В России смотрят на опыт развитых государств, а там регулирование инфляции через изменение ключевой ставки центробанками является главным инструментом. Это совершенно нормально для рыночной экономики с развитыми рыночными институтами. Однако в России совершенно иная экономическая система. Поэтому просто изменять ключевую ставку и бороться с инфляцией не получится, считает эксперт.
Можно работать «стамеской» – через ключевую ставку, а можно «топориком» через изменение ключевой ставки, а также системную работу по развитию конкуренции, снижение неопределенности в экономике, создание инструментов для государственного регулирования тарифов естественных монополий. Пока российская экономика еще не доросла до той планки, чтобы просто использовать «стамеску».
Важно то, как регулирующие институты относятся к таргету инфляции. Отметим, что федеральный бюджет на этот год принят, исходя из официального прогноза инфляции на уровне четырех процентов. Однако уже в момент принятия бюджета было очевидно, что такие цели совершенно нереальны, отметил Николаев.
Грустно, когда регулирующие институты ставят не реальные, а желаемые цифры по инфляции, замечает эксперт. Заговорить инфляцию так точно не получится.
В экономике настроений, восприимчивой к сигналам от регулирующих институтов, такие надежды объяснимы. Однако все же стоит учитывать, что важным условием является выполнение «якорной» функции целевым прогнозом по инфляции. Такой прогноз должен быть достоверным и вызывать доверие у россиян.
Когда же общество не верит официальным прогнозам, неопределенность экономической ситуации только усугубляется. Это раскручивает темпы инфляции и ускоряет рост цен.
Неопределенность экономической ситуации усиливается еще и из-за геополитической ситуации, связанной с Украиной. Не стоит думать, что экономика никак не связана с геополитикой. От кризиса в геополитике до кризиса в экономике все несколько шагов, говорит эксперт. В ситуации неопределенности бизнес пытается подстраховаться и повышает цены. Нужно заработать как можно больше сейчас, потому что совершенно не понятно, что будет потом.
Неправильно видеть все беды в ситуации за рубежом. В высоких темпах инфляции в России виноват не только рост цен на мировых рынках сельхозпродукции и продовольствия. Такие внешние факторы хоть и влияют на российскую экономику, но списывать все только на них, совершенно безответственно.
В России есть и внутренние причины высокой инфляции – плохие попытки государственного регулирования цен. Например, в декабре 2020 года на несколько месяцев заморозили цена на сахар-песок. Некоторое время цены действительно не росли, однако, по данным Росстата, рост цен на сахар за один год составил более 17%. Это гораздо выше темпов продовольственной инфляции в 11,1%.
Избежать некоторого повышения цен было невозможно. Однако нам удалось усугубить ситуацию собственными ошибками и недоработками, при том, что уровень жизни россиян находится не на самом высоком уровне, говорит Николаев. Как бы мы не надеялись на замедление роста цен, они скорее всего будут и дальше быстро расти. Уложиться в рамки однозначного показателя по инфляции в 2022 году будет практически нереально, поэтому верить в прогноз в четыре процента совершенно не стоит, считает эксперт.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, как вернуть деньги, которые списали из-за долгов однофамильца.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.