Сбербанк намерен собирать данные о местонахождении граждан России и их тратах, чтобы потом продавать их бизнесу и властям. Bankiros.ru узнал, законно ли это, и какие угрозы для россиян несет нововведение.
Напомним, данные о гражданах нужны Сбербанку для того, чтобы запустить новый сервис. Он будет анализировать банковские транзакции граждан, и сопоставлять их с информацией о физическом расположении торговых точек, которой располагает сервис 2ГИС. По задумке, все эти данные будут востребованы у бизнеса, чтобы рассчитать рентабельность постройки магазина или гостиницы. Власти же на основе данных смогут, к примеру, разрабатывать транспортные маршруты.
Директор департамента консалтинга и аудита АО НИП «Информзащита» Александр Барышников отмечает, что идея Сбербанка не нова, ведь практически все интернет-ресурсы собирают данные о гражданах путем обработки файлов cookies.
Проблема, по его словам, состоит в возможной утечке сведений, так как в правовом поле до сих пор нет единого и однозначного понимания, что относится к персональным данным (ПД), поэтому много операторов использует эту лазейку в своих интересах.
Барышников отмечает, что на бытовом уровне граждане могут обезопасить себя, если будут внимательно изучать согласия на обработку ПД, уделяя внимание целям, срокам обработки, возможности передачи таких данных третьим лицам.
Основатель Talkbank Михаил Попов отмечает, что если Сбербанк будет использовать некий массив данных, не привязанных к конкретным людям, то нарушения закона здесь нет. Кроме того, он напомнил, что чем-то похожим банк уже занимался.
«В России есть проект, который аффилирован со Сбербанком – компания «Segmento». Также у банка уже была платформа «Plazius», которую переименовали в «SberFood». Они тоже занимались не только предоставлением услуг конечным пользователем, но и в значительной степени формировали обезличенную аналитику», – рассказал эксперт.
Специалист по инвестициям Александр Воронков уверен, что Сбербанк планирует «прилично заработать», продав данные россиян.
«Думаю, что вопрос законности такой инициативы не встанет ребром, ведь при открытии счета или оформлении услуг вы соглашаетесь с тем, что ваши данные могут быть переданы, в том числе третьим лицам, так что, как говорится, сами виноваты», – рассуждает эксперт.
Однако Воронков признает, что эти данные дадут мошенникам больше информации о клиентах и позволят экономить время на «прощупывание» финансовых возможностей потенциальной жертвы.