В этом году впервые во время предвыборной кампании россияне могли через Единый портал госуслуг зарегистрироваться онлайн в списке избирателей не по месту прописки, а по месту пребывания. По данным Минкомсвязи РФ, более 1,6 млн граждан выбрали участок таким образом .
Однако в странах-лидерах цифровизации более 95% получают госуслуги онлайн, отмечают авторы доклада «Россия онлайн: четыре приоритета для прорыва в цифровой экономике» международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG). И темпов диджитализации госсферы в России сейчас не хватает, чтобы стать в один ряд с этими странами, считают эксперты.
Дания, по данным рейтинга Всемирного банка, находится в тройке стран — лидеров по условиям для ведения бизнеса благодаря технологичности цифровых процессов бюрократических процедур: компании имеют возможность и регистрироваться, и осуществлять все взаимодействие с государством в интернете. Правительство Дании также создало единую платформу данных ЖКХ, где бизнес и муниципалитеты могут обмениваться информацией в реальном времени, пишет издание РБК+ «Экономика в цифре».
О самоцифровизации государства как способе сокращения цифрового отставания, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни, на экономическом форуме в Сочи заявил глава правительства Дмитрий Медведев. Он анонсировал создание на базе Росстата национальной системы управления данными, которая сократит количество сдаваемой государству отчетности и снизит нагрузку на бизнес.
Кроме того, в этом году на развитие и эксплуатацию электронного правительства как цифровой платформы Минкомсвязи было выделено 1,6 млрд рублей. Как прогнозируют в BCG, цифровизация 25% госуслуг для бизнеса в России позволит к 2019 году сэкономить 34 млн часов в год и даст экономический эффект до 5,7 трлн рублей. Но такой эффект возможен только при интенсивной цифровизации госфункций, отмечают аналитики компании.
Однако настоящих темпов цифровизации госсферы уже недостаточно. Опоздание в этой сфере лишает экономику конкурентного преимущества.
Основными сдерживающими факторами, по словамзамруководителя реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Евгения Кислякова, выступает разрозненность самих ведомств — так называемый цифровой феодализм, когда каждая задача по внедрению информационных технологий создается по собственным стандартам и с отдельным бюджетом. А отсутствие системного законодательства в сфере регулирования создания и использования ИТ также не идет на пользу диджитализации госуслуг.
Еще одна проблема — низкая заинтересованность госслужащих в оптимизации работы, считаетсоветник президента Московской торгово-промышленной палаты Артем Далевич. Возможно, некоторые работники ведомств боятся, что автоматизация шаблонных процессов приведет к пвышению эффективности рабочего времени, а значит, многие штатные единицы можно будет сократить как излишние.
Если государства будет принимать продвинутое законодательство и внедрять высокотехнологичные решения в формате государственно-частных партнерств, то оно может стать трендсеттером цифровизации, резюмирует эксперт РАНХиГС Александр Черкавский.