По данным Всемирного банка, на грани нищеты во всем мире в 2021 году могут оказаться 150 млн человек. В России насчитывается уже более 20 млн бедняков. Ситуацию усугубляет пандемия коронавируса. Сможет ли Россия побороть бедность в ближайшие годы? Что уже сделали власти, чтобы исправить ситуацию, и работают ли эти меры? Об этом Bankiros.ru поговорил с кандидатом юридических наук, доцентом департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Оксаной Васильевой.
Оксана Николаевна, чиновники часто говорят, что проблема бедности решается «активно» и «планомерно». Вы им верите?
Бедность для огромного населения России – это даже не проблема, это жизнь. По состоянию на октябрь 2020 года, в России насчитывается около 20 млн человек, которые фактически выживают. По словам министра труда Антона Котякова, это почти 13,5% от всего населения страны.
В достижение амбициозной цели по борьбе с бедностью не верят не только эксперты, но и чиновники. Например, Счетная палата считает прогнозные темпы снижения бедности завышенными.
Как подсчитали эксперты института Brookings, для того, чтобы добиться снижения бедности вдвое к 2030 году, требуются темпы роста, вряд ли доступные российской экономике – 4,4% в год. При нынешних темпах роста количество «официальных» бедных не опустится ниже отметки 11-12%, в лучшем случае. Такой гнетущей статистики много, но в жизни бедных мало что меняется, и вряд ли изменится в ближайшие годы.
Что же делать?
Бедность в России можно победить, только если последовательно заниматься решением этой задачи. Однако, пока в российском правительстве обсуждают, как «правильной» статистикой расправиться с этой проблемой, то есть извести в отчетных бумагах, перспектива победы над бедностью весьма туманна.
Все-таки мы регулярно слышим сообщения о том, что власти принимают различные программы по борьбе с этой проблемой. Тот же самый социальный контракт. Что же, они все провальные?
Безусловно, приятно слышать, что у правительства есть специальная программа по сокращению бедности. Вот только по факту меры, входящие в нее – весьма скромны и не рассчитаны на решение проблемы. Фактически, эта «программа» заключается в том, что будут проиндексированы пенсии и зарплаты бюджетникам. Но ведь это обычные меры, способные лишь немного замедлить темпы роста бедности, которые пока только разгоняются. По сути, это просто обязательный для государства набор социальных обязательств, а не какая-то специально проработанная история.
Конечно, есть не самые плохие решения. Например, предоставление семьям ежемесячных денежных выплат в связи с рождением детей; содействие занятости женщин, воспитывающих детей, а также создания дополнительных мест в яслях и другие.
Однако, на мой взгляд, эти меры не являются ключом к решению проблемы, мы пытаемся деньгами «залить» ее, но уровень бедности не уменьшается.
Социальный контракт – это панацея? Действительно ли это может вывести народ из нищеты?
Говоря о универсальном средстве, необходимо принять во внимание специфику бедности в России, а именно: большое количество работающих граждан фактически являются малоимущими. В стране более 5 млн человек трудятся, но при этом получают настолько маленькую зарплату, что влачат жалкое существование.
Например, если два родителя работают в бюджетных учреждениях, особенно в регионах, и имеют одного-двух детей, то у них почти на 100% будет катастрофа с финансами. Никакой социальный контракт им не поможет, они и так работают.
Кроме того, эффективность контракта, на мой взгляд, на сегодняшний день крайне низкая. И говорить о том, что социальный контракт сможет вывести народ из нищеты, даже не приходиться.
Дело в том, что помощь в рамках социального контракта – это, как правило, разовые субсидии, в виде единовременного пособия по социальному контракту, предоставляются на срок от 3 до 12 месяцев и не чаще одного раза в три или пять лет (зависит от региона). Для развития, например, личного подсобного хозяйства и денежного старта в качестве фермера говорить о таких сроках нельзя. В данном случае даже года мало. И таких примеров можно привести много.
Что нужно, прежде всего, сделать в России, чтобы бедности не было?
Я считаю, что главный способ борьбы с бедностью – создание государством условий, при которых люди трудоспособного возраста имели бы возможность найти работу с достойными доходами. Условий, при которых экономический рост и доходы казны позволяли бы государству платить пожилым людям достойную гарантированную пенсию. Условий, при которых само государство и бизнес любого калибра, в том числе малый и средний, а не только госкорпорации, создают новые рабочие места, чтобы максимально снизить безработицу.
Стране, входящей в мировые топы по запасам нефти и газа, обладающей недрами практически со всей таблицей Менделеева, просто стыдно иметь такой уровень бедности. И бесконечно списывать все на внешние факторы вроде санкций или, например, пандемии – нельзя. Сами виноваты.
Можно ли решить проблему с помощью выплат и пособий?
Безусловно, социальная поддержка в виде выплат и пособий отдельным категориям граждан необходима, и государство не имеет права отказать в помощи особо нуждающимся гражданам своей страны. Однако на мой взгляд, это не решит проблему бедности, это путь «в никуда». С бедностью можно бороться только через развитие экономики, экономический рост страны. Социальная поддержка – это вспомогательная мера.
Есть ли примеры страны, где проблема решена? Что там было сделано?
Северная Европа – прекрасный образец того, как решается проблема бедности, насколько полезно может работать система, основанная на доверии граждан к государственной власти. Скандинавы сумели выстроить систему соцобеспечения благодаря однородности своих обществ. Они смогли устоять от соблазна превратиться в подобие Соединенных Штатов, то есть избежать чрезмерной либерализации экономики, что неизбежно привело бы к увеличению неравенства в обществе. Один из самых низких показателей расслоения между богатыми и бедными в мире в этих странах привел к тому, что все население пользуется услугами фактически одинакового качества.
Но самое главное, что выгодно отличает скандинавскую систему от многих других – беспрецедентные инвестиции государства и бизнеса в человеческий капитал. Уверенность необеспеченных слоев населения в завтрашнем дне влияет на тип их поведения. Мелкие и средние предприниматели, которые в сегодняшнее непростое время играют все большую роль в экономике, готовы рисковать, модернизировать производство. Скандинавские страны не распадаются на небольшое число успешных людей и огромную армию обездоленных.
Можно ли такой подход применить к России?
Уровень жизни граждан Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии – результат реальных действий со стороны государства, а не просто вложенные в очередной официальный документ слова, как это часто происходит у нас.
Хочется верить, что, хотя бы отдельные проявления эффективности скандинавской системы, станут своеобразным образцом, приблизиться к которому попытаются и в нашей стране, этого очень не хватает России.