С начала года граждане направили 23,4 тысячи жалобы на работу коллекторов в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). По сравнению с прошлым годом число обращений россиян выросло на 35% и стало рекордным за всю историю. Об этом сообщили «Известия».
В надзорном органе отметили, что больше всего возросла доля жалоб на «черных» коллекторов – до 2,7 тысяч обращений. За десять месяцев этого года взыскатели были оштрафованы на 91,9 млн рублей.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) также зафиксировала рост жалоб на деятельность взыскателей. Количество обращений возросло на 20%, до 5,5 тысяч. Чаще всего россияне жалуются на превышенное число звонков (31%), а также звонки близким и знакомым (22%). Почти в каждом пятом обращении (17%) граждане сообщали о раскрытии персональных данных, а в 8% жалоб говорилось о применении психологического давления коллекторами.
В ФССП рост числа жалоб объяснили лучшей информированностью граждан. Такую же позицию высказал эксперт ОНФ «За права заемщиков» Михаил Алексеев.
«Мы считаем, что нарушителей закона следует не только штрафовать, но и придавать огласке названия организаций и имена руководителей. Репутационное давление будет дополнительным стимулом для исполнения закона. Добросовестные участники рынка смогут видеть экономический смысл в соблюдении правил», — добвил он.
Напомним, что 230-ФЗ строго ограничивает возможности взыскателей, позволяя им личные встречи с заемщиком не более одного раза в неделю, телефонные разговоры (всего дважды в неделю) и почтовые отправления (с указанием всех данных агентства). Также коллекторам запрещено оскорблять и угрожать должникам.
Ранее Минюст подготовил обновленную версию «закона о коллекторах». Ведомство предлагает создать реестр взыскателей и приравнять к ним все организации, которые занимаются возвратом просроченной задолженности. К таковым могут отнести банки, МФО и даже коммунальные организации.