Согласие на оформление кредита и изменения кредитного договора должно быть подписано лично заемщиком или при помощи его электронной подписи. Подтверждать согласие клиента с условиями договора по телефону запрещено. Об этом говорится в информационном письме Банка России.
В ходе проверок регулятор обнаружил, что некоторые кредиторы заключали договор с заемщиком, получая его согласие по телефону, то есть без получения подписи. Так, банк без предварительного уведомления отправлял клиентам кредитные карты по почте. Вместо подписи кредиторы принимали ответы от клиентов по телефону и подтверждение об активации карты. Иногда такие карты могут попадать в чужие руки, создавая риск мошенничества и кражи персональных данных.
«Как в первом, так и во втором случае заемщик не подписывает индивидуальные условия договора потребительского кредита ни собственной подписью, ни ее аналогом», – отмечает регулятор.
По мнению Центробанка, такие практики считаются незаконными исходя из Федерального закона № 353-ФЗ. Поскольку любые изменения, в том числе лимита кредитования, в договоре могут негативно отразиться на платежеспособности и финансовом положении заемщика.
Как отмечают в Банке России, изменения в договоре о потребительском кредите и индивидуальные условия банки должны согласовывать непосредственно с заемщиков и заранее уведомлять его об этом. В том числе у заемщика должна быть возможность отказаться от изменения лимита кредитования.
Таким образом, Центробанк направил российским банкам письмо и потребовал, что они изменили свои подходы к согласованию кредитов. Особое внимание регулятор уделил уведомлению клиентов о возможных изменениях в договоре заранее.
Если хотите быстро отправить заявку во все банки на кредиты/кредитные карты, скачивайте приложение Bankiros.ru
До этого регулятор обязал банки раскрывать всю информацию по вкладам своим клиентам в простой и понятной форме. Так, Банк России предложил в наглядной форме (в виде таблицы из 10 пунктов) предоставлять заемщикам всю важную информацию: вид депозита, сумму и валюту, срок и дату возврата, возможность пополнения вклада, годовую процентную ставку, порядок выплат процентов, процентную ставку при досрочном возврате средств, данные о процедуре продления срока вклада, способы общения между банком и вкладчиком.
Также Центробанк напоминает россиянам, что перед оформлением договора нужно убедиться, что у организации есть официальная лицензия, участвует ли она в программе страхования вкладов, и узнать какова у нее сумма комиссий и сборов за онлайн-операции.
Bankiros.ru проводит опрос на тему ожиданий от курса рубля. Уделите, пожалуйста, несколько минут для ответов на вопросы ниже.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.