Глава российского правительства Михаил Мишустин назвал виновных в резком росте цен на продукты питания. По словам премьера, ускорение инфляции стало результатом жадности отдельных производителей и торговых сетей. Слова политика прозвучали в ходе его отчета в Госдуме.
Напомним, за время пандемии в России ускорилась продуктовая инфляция, достигнув в марте 2021 года рекордных за шесть лет показателей в 8,25%. В апреле годовая инфляция несколько снизилась, но осталась все равно патовой – 7,12%, согласно данным Росстата. Особенно сильно ударила инфляция по отдельным видам продуктов. В частности, к маю 2021 года сахар подорожал на 53%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, яйца – на 27,3%, подсолнечное масло прибавило в цене 26,7%, курятина – 13,15%, макароны – 11,9%, крупы стали дороже на 18,1%.
По словам Мишустина, низкие процентные ставки и необеспеченные товарами деньги, которые вливали мировые ЦБ в экономику по всему миру, стали катализатором для роста цен на продукты.
«Многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми», – отметил политик. При этом он добавил, что у правительства в арсенале достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе.
Масла в огонь, как отметил премьер, подлила и импортируемая инфляция. Успех в наращивании экспортного потенциала АПК также ускорил инфляцию внутри страны. Все это наряду с жадностью отдельных производителей и ритейла толкнуло цены вверх.
Мишустин напомнил, что правительство заморозило цены на сахар и подсолнечные масла в опте и рознице. Запрет на удорожание этих продуктов продлен до конца мая на сахар и до октября – на масла.
И подобный подход может привести к необратимым последствиям, резюмируют эксперты. Еще в январе Счетная палата выступила с критикой заморозки цен и правительственного регулирования в этой области.
«Кроме того, существует вероятность возникновения ажиотажного спроса на товары по сниженным ценам, что спровоцирует дефицит и будет побуждать торговые сети и производителей поднимать цены, вопреки взятым на себя обязательствам. Во-вторых, после отмены ограничений есть риск того, что цены вернутся к росту ускоренными темпами», – отмечено в экономическом мониторинге ведомства за 13-20 января 2021 года.
При этом Мишустин признал, что результатом сдерживания цен не доволен полностью никто, однако эти меры позволили избежать взрывного неконтролируемого роста цен.