По данным Центробанка, в третьем квартале 2020 года с карточек россиян похитили более 2,5 млрд рублей. В том числе при оплате покупок в интернете россияне лишились 1,2 млрд рублей. Всего без согласия владельцев карт проведено более 180 тысяч операций с их счетами. В этом материале расскажем, что делать, если с вашей карты украли деньги. И перечислим основные правила, которые помогут защитить свою банковскую карту от действий мошенников.
Как действовать, если с вашей карты сняли деньги мошенники
- В первую очередь заблокируйте банковскую карту. Это можно сделать через мобильное приложение банка. Если у вас нет приложения или оно не предусматривает такую функцию, то позвоните менеджеру банка по телефону горячей линии. Заблокировать карту можно также через личный кабинет на сайте банка, непосредственно в самом его отделении. Для любого способа потребуется паспорт и данные карты.
- Сообщите о краже и оформите возврат средств. Банк обязан вернуть деньги, если вы выполнили два условия. Первое, вы уведомили банк о краже не позднее следующего дня после информации от фин.учреждения о подозрительной операции. Второе, не нарушали правила безопасности банка, например, не сообщили мошенникам данные карты, не говорили третьим лицам ПИН-код карты или не давали ее в пользование. Иногда для банка имеет значение способ, которым вы уведомили его о краже средств с вашей карты. Поэтому лучшим вариантом будет сначала позвонить на горячую линию банка и уточнить порядок действий у менеджера.
- Обязательно посетите банк и напишите заявление о несогласии с операцией и возврате ваших средств. Сохраните у себя второй экземпляр заявления, на котором банк должен сделать отметку о его принятии.
- Напишите заявление в полицию. Кража денежных средств с карты является уголовным преступлением.
Какое время отводится банку на рассмотрение вашей заявки
Банк проводит расследование с участием платежной системы в течение 30 рабочих дней, если мошенники действовали на территории РФ. Для международных преступлений на расследование отводится 60 дней.
После проверки с вами свяжутся сотрудники фин.учреждения и сообщат о своем решении. Если вы, действительно, не нарушали условия пользования картой и заявили о краже в течение суток, банк вернет вам деньги.
Что делать, если банк затягивает возврат средств
Если в течение срока, в который банк должен вернуть деньги (обычно это один-два месяца), он этого не сделал, вы можете написать жалобу в Центробанк или обратиться в суд. Если у банка нет прописанных сроков для возвращения средств то «разумный срок» для этого согласно ст.314 Гражданского кодекса РФ составляет семь дней.
Что делать, если банк отказывается возвращать средства
Потребуйте от банка написать письменный отказ с обоснованием такого решения. Если основания для отказа вам кажутся неубедительными, подавайте заявление в суд. Если вы соблюли все условия безопасного использования карты и срок обращения в банк, вероятно, суд примет вашу сторону.
Что делать, если банк не уведомлял вас о незаконной операции по карте
Закон обязывает банк уведомлять вас об операциях по карте с помощью смс, push-уведомлений, электронным письмом и другими способами. Если банк не уведомил вас о мошеннических действиях по карте, он обязан вернуть вам деньги. Даже если вы обнаружили списание средств через два месяца. Обязательно напишите заявление на возврат средств в банк, если он откажет, обращайтесь в суд.
Как защитить свои деньги от мошенников?
- Регулярно проверяйте движения средств на карте. Для удобства подключите услугу информирования.
- Не сообщайте данные карты посторонним. Если вам якобы звонят из службы поддержки банка и просят озвучить данные сведения, смело кладите трубку и блокируйте номер. Сотрудники банка никогда не запрашивают у клиентов подобную информацию.
- Не передавайте карту третьим лицам. Прикрывайте рукой терминал при вводе пароля.
- Переходите только на проверенные сайты. Не оставляйте свои данные на подозрительных ресурсах.
- Любые уведомления о проблемах с картой лучше перепроверить у менеджера банка по телефону горячей линии.