Экономические меры, направленные на то, чтобы отрезать Россию от мировых финансовых артерий, являются самым мощным оружием, которое Запад осмелился использовать в ответ на ситуацию на Украине, пишет The Economist. Ни одна крупная экономика в современном мире никогда не подвергалась такому сильному удару от такого оружия, считает издание. Все больше правительств, стремящихся наказать государство за что-то, но не желающие вмешиваться в это, прибегают к санкционной тактике.
Западные санкции в отношении России начались немного слабо, сетует The Economist, например, Италия настаивала на исключении предметов роскоши из санкционного списка, чтобы оставить москвичей без Gucci, пишет издание. Тем не менее в короткий срок удалось ужесточить санкционные меры.
Измерить успех санкций сложно, не в последнюю очередь из-за того, что трудно отделить их последствия от других экономических, а иногда и военных сил, но явных успехов было немного.
Очевидных провалов санкций много. Иногда это происходит потому, что они в основном символичны или ослаблены заинтересованными группами в странах, которые их навязывают. Хотя смысл санкций состоит в том, чтобы использовать асимметрию, причиняя гораздо больше вреда противнику, чем себе, некоторым всегда приходится нести бремя. Есть и потери для экономики в целом.
Стоимость соблюдения санкций для банков и компаний резко возросла за последнее десятилетие. По данным компании по обработке данных LexisNexis, только финансовые учреждения во всем мире потратили более 50 млрд долларов в 2020 году на проверку клиентов на предмет санкционных рисков.
И чем мощнее санкции, тем выше риск побочного ущерба, особенно когда страны безразличны к страданиям граждан. Действительно, увеличение причиняемого вреда может хотя бы отчасти работать на пользу правительству. А массовые страдания могут подорвать поддержку санкций в странах, которые их вводят.
Санкции также могут подтолкнуть страны, против которых они направлены, в объятия друг друга. Россия и Китай, подвергшиеся американским санкциям, поддерживают самые дружеские отношения за последние десятилетия. По данным исследовательской группы AidData, Россия уже была крупнейшим бенефициаром китайских зарубежных кредитов и помощи в период с 2000 по 2017 годы, получив до 151 млрд долларов. Китай мог бы поставлять в Россию полупроводники и оборудование для телекоммуникационных сетей и центров обработки данных, поскольку западные поставщики уходят.
Китай активно продвигается в этом направлении. Помимо попыток увеличить производство чипов, он создает собственную версию swift, называемую cips, которая упрощает трансграничные платежи в юанях, и разрабатывает цифровую валюту. Вероятно ЦБ РФ примет меры по установлению юаня в качестве резервной валюты. Он также будет искать способы защитить свои резервы в размере 3,3 трлн долларов, пытаясь вывести их за пределы финансовой досягаемости Америки, предполагает издание.
Это долгий путь. Хотя использование юаня в качестве валюты для международных платежей находится на рекордно высоком уровне, чуть более 3% от общей суммы.
Тем не менее, потенциальные шаги к независимости от системы, в которой доминируют американцы, по-прежнему представляют собой дилемму для Запада. Если использование экономического оружия подтолкнет возможные цели к ускорению мер, направленных на самозащиту, эффективность этого оружия со временем ослабнет.
Более насущный вопрос, стоящий перед Америкой и ее союзниками, заключается в том, насколько дальше и когда. ЕС может расширить свой быстрый запрет; все банки, ведущие операции в Америке или Европе, независимо от того, где они базируются, могут быть вынуждены прекратить операции с российскими финансовыми учреждениями.
Америка, ЕС и Великобритания заявили, что создадут целевую группу для улучшения трансатлантического сотрудничества по выявлению и захвату активов, связанных с Кремлем, хотя такие усилия обычно занимают годы.
Самый очевидный способ нанести еще больший экономический ущерб – это нацелиться на экспорт нефти и газа, который является крупнейшим источником иностранной валюты для России. Тем не менее, масштабы расходов, которые повлекут за собой Европу, делают такую меру ударом в колено: если Россия посчитает, что цена для Европы слишком высока, она может сама перекрыть экспорт. И повышение цен на бензин в год выборов, как и подобные меры, было бы смелым шагом со стороны администрации Байдена, подчеркивает издание.
Напомним, недавно Bankiros.ru рассказывал о том, как увеличатся социальные выплаты после повышения МРОТ.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.