С февраля мы наблюдаем, как, помимо всего прочего, кардинально меняется рынок интернет-рекламы в России. В марте Facebook и Instagram были заблокированы в России. Google также приостановил рекламу во всех своих сервисах на территории нашей страны на неопределенный срок.
Компания Meta, владеющая сервисами Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией на территории России.
А свято место, как известно, пусто не бывает. Поэтому сегодня мы разберем компанию, которая является бенефициаром такого расклада событий.
Яндекс. Это крупнейшая IT-компания в России, которая, как и Google, больше всего выручки имеет от рекламы.
На территории России у Яндекса даже до всех этих событий были конкурентные преимущества перед Google, ведь большая часть российского населения – так повелось – пользуется его сервисами. Главный поисковой сервис в России – это Яндекс.
Яндекс – это конгломерат очень высокого качества. Данные, которые он генерирует в одном сегменте, помогают улучшать сервисы в других.
Основной актив компании – Яндекс.Поиск, который пока что спонсирует все остальные сегменты – и финансово, и информационно. Основной кошелек – это реклама.

Рекламный бизнес – цикличный, он ходит вместе с экономикой. Когда экономика плохо растет, компании тратят меньше денег на рекламу и маркетинг. И наоборот.
Сейчас в экономике все не так, чтобы хорошо. Но!
Вспомним 2015 год, когда рекламодатели фактически замораживали любую активность, что привело к обвалу рынка рекламы на 8,1%. Аналитики Market Power напоминают, что основной удар пришелся по рекламным бюджетам ТВ и СМИ. Но Яндекс тогда, напротив, вырос. Из-за того, что доля рынка онлайн-рекламы выросла с 27 до 34%. Ведь контекстная реклама только укрепила свои позиции по мере сокращения бюджетов крупных рекламодателей.
Сейчас ситуация немного другая. В прошлом году объем рынка цифровой рекламы составлял 315 млрд рублей – 54% от общего рынка рекламы.
Предположим, рекламный рынок вновь просядет после недавних событий, но так как онлайн реклама уже составляет больше половины всего рынка, то и она, скорее всего, просядет вместе с ним. У Яндекса 53% этого рынка. Но уходит Google, уходит Instagram. И их доли разберут между собой российские конкуренты. Конкретно – Яндекс и VK.

Сегмент поиска для Яндекса сейчас – вполне состоявшийся, абсолютно некапиталозатратный супербизнес! Подобные IT-компании не просто так дорого оценены.
Единственный риск здесь в том, что Яндекс – фактически монополист в сегменте контекстной рекламы. И рано или поздно у государства возникнут вопросы. Впрочем, до сего времени компании удавалось договариваться с регуляторами. Вполне возможно, что недавно анонсированная продажа сервисов Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен была превентивной мерой.
Второй важный и уже прибыльный сегмент компании Яндекс – это такси. Говоря «такси» мы подразумеваем и доставку еды, и каршеринг, и, собственно, само такси. В 2019-м сервисы Яндекс.Такси и Яндекс.Драйв принесли компании первую прибыль и сейчас активно продолжают расти, удачно захватывая рынок не только в России, но и в странах СНГ. Доставка еды пока генерирует убытки, поскольку компания активно инвестирует в разработку и рекламу для захвата доли рынка.
По мнению аналитиков Market Power, в свете недавних событий сегмент Яндекс.Такси получит импульс к росту. Это благодаря двум факторам. Во-первых, «Сбер» и VK Group не хотят больше инвестировать в проект «Ситимобил», который занимал 20% рынка такси в России, и закрывают его. Как думаешь, кому достанутся клиенты?Есть у компании и еще один бизнес, который покажет себя не сразу – лишь через 5-10 лет: облачный сегмент!

Что это такое? Любой бизнес полагается на IT-инфраструктуру: дата-центры, оборудование. Но содержать эту инфраструктуру «у себя в подвале» не совсем эффективно – мощности серверов в среднем используются только от 20 до 30% времени для нужд компании. И со временем – как показывает развитие в США и Китае – большие технологические компании предлагают облачную инфраструктуру.
И их клиенты перестают держать раздутый штат айтишников, потому что проще и дешевле использовать стороннюю инфраструктуру.
А с уходом Microsoft, Amazon и Oracle с Российского рынка у бизнеса просто не останется альтернатив, кроме Яндекса.
Развитие прочих сервисов Яндекса – таких как Маркет, роботакси, Кинопоиск и музыкальный стриминговый сервис – трудно прогнозировать даже аналитикам Market Power. Для IT-компаний это вполне нормальная история, что 99% их разработок заканчиваются ничем. Но стоит чему-то одному выстрелить, как успех покроет все неудачи с лихвой.
Следите за новостями рынка инвестиций в телеграм-канале Market Power и смотрите еженедельные обзоры самых горячих компаний на нашем YouTube-канале.

_____
* Партнерский материал.