Этот материал будет интересен нашим читателям, которые хотят знать, готов ли Китай ослабить контроль за движением капитала для интернационализации юаня.
В последние годы наблюдается значительное расширение роли китайского юаня в международной торговле. В частности, усиливается его значение для внешнеторговых расчетов с другими странами без участия американского доллара, по отношению к которому юань продолжал укрепляться. Подробнее об интернационализации юаня рассказал доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов, специально для Bankiros.ru.
Как юань прорывается в мировые финансы
По оценкам, доля расчетов в юане во внешней торговле товарами Китая уже достигла 40 %, и это в четыре раза больше уровня 2017 года, который предшествовал началу американо-китайского торгового конфликта, заявил Смирнов.
«При этом объем долговых обязательств, выпущенных на международных рынках ссудных капиталов в юанях, по-прежнему невысок, как невысока доля юаня в глобальных валютных резервах (около 2 %)».
Смирнов заявил, чтобы повысить статус юаня в глобальной финансовой системе, со стороны государства в Китае необходимы действия по поддержке его дальнейшей интернационализации и повышению инвестиционной привлекательности своей национальной валюты.
«В данной связи важный вопрос заключается в том, готов ли Китай либерализовать счет движения капитала платежного баланса, а также сформировать устойчивую систему трансграничных расчетов и платежей в китайских юанях».
По мере того, как китайские предприятия выступают все более значимыми инвесторами за рубежом, для Китая важно обеспечить открытие внутреннего финансового рынка, чтобы обеспечивать дальнейшую интернационализацию юаня.
«Однако для Китая остается важным и контроль над движением капитала, особенно в условиях ослабления внутреннего спроса, который является важным компонентом экономического роста, замедляющегося в последние годы».
Китай бросает вызов доллару
Смирнов заявил, что в Китае контроль над валютными операциями во внешней торговле был почти либерализован еще в 2005 году.
Однако он сохранен по отношению к счету движения капитала, и это делалось, чтобы не допустить чрезмерного бегства капитала из страны или его резкого притока в страну в форме горячих денег.
«Также сохранение контроля над движением капитала важно для регулирования валютного курса и внутренних процентных ставок в целях потребностей экономического развития».
Это, очевидно, замедляло интернационализацию юаня.
Масштабный рост экспорта Китая и усиление в результате этого у США сильного дефицита в торговле с Китаем привело к тому, что США стали обвинять Китай в манипуляциях с валютным курсом и требовали ослабить контроль над ним, сообщил спикер.
Однако нынешняя готовность Китая к ослаблению контроля над движением капитала может быть связана и с желанием страны построить глобальную финансовую систему, где не будет доминировать одна валюта – американский доллар.
«Дальнейшая интернационализация мотивируется тем, что Китай обоснованно полагает, что доллар часто используется как “оружие”, что нашло свое подтверждение в случае антироссийских санкций».
Таким образом, снятие ограничений на движение капитала в Китае – важный шаг в формировании нового баланса мировой валютной системы, где не будет доминировать одна валюта (американский доллар), заключил спикер.
США против Китая: битва за валютный курс
Снятие контроля над движением капитала таит в себе и «подводные» камни, сообщил спикер.
«Китай в 2015 году ослабил рычаги регулирования и стремился обеспечить свободную конвертируемость, но столкнулся с потерей своих резервов в больших объемах. Поэтому, опасаясь рисков оттока и даже бегства капитала, Китай будет отменять контроль над движением капитала очень осторожно, особенно с учетом нынешних проблем в его финансовой системе».
Однако это не мешает Китаю усилить влияние своей валюты другими способами, уточнил эксперт.
«Например, посредством предоставления зарубежным центральным банкам ликвидности в юанях, формирования новых элементов глобальной платежной инфраструктуры (на основе собственной платежной системы CIPS, которая уже рассматривается в некоторой степени как альтернатива SWIFT), либо продвижения цифровой валюты своего центрального банка».
Несмотря на то, что в глобальных резервах центральных банков на юань по-прежнему приходится около 2 %, а в глобальных платежах – около 3 %, в финансировании международной торговли его роль стремительно растет, уточнил Смирнов.
«Это подтверждается тем, что значительная часть внешней торговли Китая уже осуществляется в юанях».
Важно и то, что у крупных компаний появилась альтернатива, чтобы помимо доллара использовать в своих международных торговых операциях цифровой юань, чего раньше не было.
Наконец, если США будут продолжать проводить агрессивную торговую политику по отношению к Китаю, то многие инвесторы будут все больше избегать американского доллара, и это отличный шанс для юаня в плане его дальнейшей интернационализации, заключил спикер.
- доля расчетов в юане во внешней торговле товарами Китая уже достигла 40 %;
- в Китае контроль над валютными операциями во внешней торговле был почти либерализован еще в 2005 году;
- нынешняя готовность Китая к ослаблению контроля над движением капитала может быть связана и с желанием страны построить глобальную финансовую систему;
- Китай в 2015 году ослабил рычаги регулирования и стремился обеспечить свободную конвертируемость, но столкнулся с потерей своих резервов в больших объемах;
- если США будут продолжать проводить агрессивную торговую политику по отношению к Китаю, то многие инвесторы будут все больше избегать американского доллара;
- всегда актуальный курс валюты можно узнать на нашем сайте;
- полезные обновления публикуются в нашем телеграм-канале и мессенджере МАХ.
Курс доллара (USD)
Отзыв о сайте