В России объем покупок в интернет-магазинах вырос до 10%. В ближайшее время правительство России намерено принять закон, защищающий права клиентов при покупках онлайн. В законопроекте будут прописаны правила онлайн-торговли, меры борьбы с утечкой персональных данных и обманом, в том числе досудебное урегулирование споров, сообщает «Парламентская газета».
На сегодняшний день почти 70 миллионов россиян пользуются услугами интернет-магазинов. В среднем за сутки россияне совершают шесть миллионов заказов. В 2020 году объем электронной коммерции увеличился до четырех триллионов рублей, это в четыре раза больше значений 2015 года. Рост также подстегнула пандемия, развитие дистанционной торговли и доставки.
Первые попытки урегулировать онлайн-продажи через агрегаторы и маркетплейсы законодатели приняли в 2018 году. Тогда они обязали продавцов всю необходимую информацию до потребителя, в том случае, если данные были неверными, продавец обязан был возмещать ущерб. Основной принцип, который был внесен, – это наделение равными правами как онлайн, так и офлайн-потребителей. И те, и другие имеют право возвращать товар, не соответствующий описанию, а также требовать назад уплаченные средства, проводить замену и ремонт некачественной продукции. Согласно закону услуги и вещи должны соответствовать ГОСТ и другим обязательным требованиям.
Согласно статье 498 ГК РФ о «Продаже товара по образцам и дистанционный способ продажи товара», продавец обязан разместить на своем ресурсе форму и единый адрес для всех претензий, куда могут обратиться покупатели с жалобами. Но этого недостаточно, считают законодатели.
В 2020 году Роспотребнадзор зафиксировал более восьми тысяч нарушений в сфере онлайн-торговли, это на 37% больше, чем в 2019 году. В их число входили: нарушения поставок и сроков товара, обман, потеря продукции, отказ магазина заменить брак, а также отсутствие уже оплаченного товара.
Как заявил глава Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, председатель Центрального совета объединения потребителей России Вячеслав Тимченко, раскрыть преступления и вернуть потерянные деньги почти не удается. Поэтому власти намерены разработать законодательную базу, которая не позволит интернет-мошенникам обмануть покупателей. Закон будет признавать недопустимыми условия договора, которые ущемляют права потребителя.
Пока закон не принят, Роспотребнадзор выделил несколько принципов, которые помогут сделать покупки в интернете безопасными:
- изучайте отзывы других покупателей на выбранный вами товар, что говорят о продавце;
- изучите описание товара: потребительские свойства ,место изготовления, цену, срок службы, годности и гарантийный срок;
- сравните цену на такой же товар у других продавцов и производителей, возможно, низкая цена говорит о подделке продукции;
- проверьте наличие сертификата у продавца;
- перед оплатой убедитесь, что кроме нужного вам товара в цену не входят дополнительные услуги. Не стоит соглашаться на дополнительные страховки, сервисные сборы и платные проверки;
- заранее изучите условия и сроки доставки, за более срочную доставку могут взять дополнительную плату;
- при доставке проверьте, что вы получили верный заказ в точной комплектации и в хорошем состоянии;
- если товар вас не устроил, у вас есть семь дней (при сохранении потребительских свойств покупки и товарного вида) на возврат. Однако придется возместить продавцу сумма доставки обратно.
Напомним, что перед оформлением оплаты необходимо убедиться, что вы совершаете покупку на официальном сервисе, а не на фишинговом сайте. А также особое внимание стоит уделить лицензии продавца и отзывы о нем на форумах и в соцсетях.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, как накопить миллион рублей на совершеннолетие ребенка при помощи инвестиционного счета.
Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.