Изменений, касающихся транспортного налога, на федеральном законодательстве нет. Но базовые ставки зафиксированы в статье РФ, которые меняются в зависимости от вида транспортного средства. Однако в некоторых регионах местные власти вправе регулировать ставки на транспортный налог. В беседе с Bankiros.ru сооснователь финтех-компании, специализирующейся на финансировании таксопарков в крупных городах России, Артем Москалев, рассказал о причинах и развитии повышения транспортного налога.
В каких регионах произошло повышение транспортного налога?
По словам эксперта, помимо Москвы, в 2025 году сразу несколько регионов объявили о повышении транспортного налога: Новосибирская и Оренбургская области, а также Красноярский край. Формально рост ставок объясняется необходимостью пополнения дорожных фондов и компенсацией инфляции: в среднем ставки увеличиваются на 10-15%, а, например, в Новосибирской области ожидается дополнительный доход бюджета около 220 млн рублей.
Однако реальная причина – структурные дефициты региональных бюджетов: по данным Минфина, на конец сентября 2025 года дефицит наблюдался уже у 68 регионов, тогда как годом ранее – у 45 регионов.
Само по себе повышение выглядит логичным шагом, учитывая, что во многих регионах ставки не менялись более десяти лет, а накопленная инфляция за это время превысила 130%. Но последствия будут неоднозначными, поделился эксперт.
«Для владельцев мощных автомобилей это едва заметное изменение — к примеру, налог на авто в 120 л. с. вырастет всего на 360 рублей в год. Тогда как для жителей регионов с низкими доходами, особенно в Оренбургской области, где ранее действовала нулевая ставка, новый налог станет ощутимым», – заключил Москалев.
Какая была ситуация в 2024?
По словам Москалева совокупные сборы по транспортному налогу в 2024 году составили 215,5 млрд рублей, что эквивалентно лишь 1,2% доходов региональных бюджетов, однако рост совокупной стоимости владения автомобилем (налог, топливо, страховка, обслуживание) делает личный транспорт менее доступным, особенно в регионах с невысокими доходами. Средний возраст автомобилей в России уже превышает 15 лет, и любое увеличение обязательных платежей ускоряет этот процесс, поэтому спрос на новые автомобили снижается, а рынок уходит в «тень», заключил эксперт.
Как транспортный налог отразится на такси?
По словам эксперта, для отрасли такси повышение транспортного налога означает рост издержек и снижение маржинальности. Это приведет к ухудшению платежной
дисциплины и росту доли водителей, уходящих в неформальный сектор.
«В сегменте, где автомобиль – это инструмент заработка, даже 5-7% роста затрат может уменьшить чистый доход водителя на несколько тысяч рублей в месяц», – заключил эксперт.
Если тренд продолжится, важно, чтобы регионы ввели льготы для коммерческого транспорта и самозанятых водителей, иначе дополнительная нагрузка неминуемо отразится на потребителях: рост цен на такси, доставку и перевозки станет практически неизбежным, рассказал Москалев.
- повышение транспортного налога происходит не по всей России, а только в отдельных регионах;
- Моксва, Оренбургская и Новосибирская области, а также Красноярский край повысили транспортный налог;
- сборы по транспортному налогу в 2024 году составили 215,5 млрд рублей;
- сферу такси и курьерских служб изменения тоже коснуться, цены на услуги могут заметно вырасти;
- больше подробностей в нашем телеграм-канале;
- актуальные новости всегда на сайте Bankiros.ru

Курс доллара (USD)
Отзыв о сайте