Как смена поколений повлияет на тренды в инвестициях и ждут ли нас глобальные сломы системы из-за того, что зумеры входят в активный возраст «маркетинговой» платежеспособной аудитории в беседе с Bankiros.ru рассказал заместитель генерального директора инвестиционной компании AKTIVO Константин Земсков.
Миллениалы-инвесторы сейчас
Среди нынешних инвесторов много миллениалов. Это молодые люди от 25 до 40 (год рождения от 1981 до 1996). Большинство миллениалов в России выросли в небогатой обстановке, впитали идеалы трудоголизма и убеждены в том, что могут всего добиться — стоит только приложить усилия. Они ценят бренды, статус и питают симпатию к тому, что дает им ощущение стабильности и «сытости». При этом ощущения эти не всегда выражены материально и вещно: миллениалы ищут впечатлений и эмоций. Чтобы иметь достаточно денег для обеспечения своих потребностей миллениалы много работают. Интересно отметить, что при этом однако они не стремятся покупать жилье — The Resolution Foundation подсчитали, что только у 47% миллениалов будет свое жилье к тому времени, когда им исполнится 45 лет.
Поэтому такие инвесторы часто предпочитают консервативный портфель и готовые алгоритмы. Далеко не каждый из них обладает глубокими профессиональными знаниями в области финансов, но они много читали, сравнивали, хотя часто пользуются готовыми предложениями компаний. Они готовы рисковать, но начинают с того, что дает ощущение стабильности. Поэтому в основе их портфелей часто коммерческая недвижимость с продуктовым ритейлом — она доказала свою надежность в пандемию и при разного рода кризисах, которые миллениалы в России застали в избытке и научились бояться быстрого краха. А заполучив стабильность и первые прогнозируемые и индексируемые доходы, они чувствуют себя увереннее и уже начинают играть крупнее. Но при этом у многих нет финансовой подушки и накоплений — миллениалы предпочитают тратить.
Принципиально поколение отличает то, как они получают информацию: миллениалы прислушиваются к блогерам, предпочитают геймифицированный и легкий контент — единицы будут читать привычную для большинства инвесторов сухую аналитику и рассуждения профессионалов. Миллениалы потребляют информацию быстро, поэтому она должна быть легкоусвояемой. Но при этом миллениалов нельзя назвать людьми, которые рассуждают поверхностно и ведутся на фейки — они быстро отфильтровывают и анализируют большой массив информации. Поэтому компаниям и фондам стоит пересмотреть подход подачи информации, но не упрощать ее содержание.
Прогноз на инвесторов зумеров
Еще дальше пошли зумеры – многие исследователи поколения считают, что у этого поколения выработался механизм интуитивного отсеивания информации и выявления фейков. Они легко чувствую фальшь, не ведутся на статус и бренды и осознанно подходят к потреблению. Это поколение, например, выбирает развлекательный, но при этом познавательный контент. Зумеры подкованы во многих сферах, потому что родились со смартфонами в руках. Уровень их финансовой грамотности выше всех предшествующих поколений.
Психологи пока не достаточно изучили поколение, чтобы подсказать нам, как с ним обращаться. Но уже сейчас очевидно: что зумеры перенесут модель потребления и на инвестирование. Вероятный тренд: осознанное и ценностное отношение компании будет таким же важным критерием, как и экономическая перспектива вложения.
Еще одна черта,которая переходит по наследству от миллениалов — мобильность. Все инвестиции должны быть доступны в смартфоне, а процесс документооборота — оптимизирован и быстр.
Что это означает на практике?
Мы будем видеть цифровизацию и диджитализацию инвестиций. Будет появляться новый сленг для описания инвестиций на «молодежном» языке. Они описывают стратегии – FOMO – Fear of Missing Out – (англ. – «страх упущенной выгоды») и YOLO – You Only Live Once (англ. – «живем только раз»). Это новые мотиваторы для потребления, а значит и инвестиций. Безусловно они не появились из воздуха и знакомы старшему поколению инвесторов, но миллениалы их осмыслили, выразили в понятный для них формат, растиражировали и сейчас используют.
Зумеры, как и любое поколение, отрицая предшествующее, наверняка отстранятся от миллениалов. Они, например, уже сейчас в отличие от миллениалов, которые откладывают больше на поддержку детей (35%) и путешествия (25%), копят на жилплощадь (44%) и непредвиденные обстоятельства (20%), а на отдых и путешествия откладывают только 17% опрошенных. Зумеры отличаются более продуманными инвестициями и капиталовложениями, но вкладываться они будут в то, что им близко и понятно, что соответствует их ценностями: новые виды энергии, технологии, телемедицина и экологичное жилье. Индустрия безусловно подстроится под новых законодателей. Важно меняться вместе с ней и не упустить новых инвесторов.
Как отметил спикер, в структуре инвесторов компании AKTIVO доля зумеров за три последние года никак не изменилась и составляет 1%. На практике это означает, что в общей массе инвестиционного капитала средств, аккумулированных этим поколением, еще не достаточно много. Но сбрасывать со счетов, не принимать во внимание эту группу инвесторов ни в коем случае нельзя. При этом доля миллениалов среди инвесторов за тот же период увеличилась с 47% до 51%, а доля остальных инвесторов сократилась с 52% до 48%. Со временем зумеры также начнут вытеснять миллениалов, как последние сейчас вытесняют предыдущие поколения.