Если вы купили некачественный товар или получили некачественную услугу, вы можете получить свои деньги обратно или получить исправную вещь. В этом материале расскажем, что делать если ваши права потребителя нарушены.
Что говорит закон о правах потребителя
В соответствии с законом о правах потребителя при обнаружении в купленном товаре дефектов и недостатков, вы можете потребовать у продавца:
- заменить товар на аналогичный без дефектов;
- заменить вещь на товар другого производителя с перерасчетом цены;
- потребовать оперативное и бесплатное устранение дефектов в купленном товаре;
- потребовать возмещение затрат, если ремонт товара вы провели за свой счет;
- вернуть товар в магазин и потребовать потраченную сумму.
Обратиться с претензией вы можете к вашему продавцу, импортеру или непосредственно к самому производителю.
В какие сроки можно обратиться с претензией
Вы можете обратиться с претензией к продавцу в течение всего времени гарантийного срока на товар. Его отсчет начинается с момента покупки. Если вы приобрели сезонный товар, то гарантийный срок для него отсчитывается с начала соответствующего сезона. Срок его наступления самостоятельно определяет субъект РФ, исходя из климатических особенностей региона. Например, если вы купили зимнюю обувь в Сибири, то скорее всего гарантийный срок на нее начнется с ноября. Поскольку зима в данной полосе начинается раньше.
Если гарантийный срок не прописан, то вы можете предъявить претензию в пределах двух лет с того момента, как товар оказался у вас. Если гарантия на товар меньше двух лет, а недостатки вы обнаружили по его истечении в пределах двух лет, вы все равно можете предъявить претензии, продавцу, компании-изготовителю или импортеру. Однако вам придется доказать, что недостатки товара возникли еще до передачи товара вам.
Кто должен проводить экспертизу товара
При возникновении спора о причинах дефектов в товаре, продавец, импортер или изготовитель должны провести экспертизу за свой счет. Вы можете принимать активное участие в экспертизе вещи. Вам придется возместить расходы на экспертизу и транспортировку товара, если будет доказано, что в возникновении дефектов у покупки виноваты вы.
Что делать, если вы потеряли чек на товар
Отсутствие товарного или кассового чека не является основанием для отказа в рассмотрении вашей претензии. Вы можете назвать примерное время приобретения товара. Продавец должен восстановить все подробности покупки самостоятельно. Он может посмотреть историю покупок в своей базе, в крайнем случае изучить историю списания с вашей банковской карты, посмотреть записи камер видеонаблюдения за указанный период, выслушать свидетелей приобретения вещи.
Когда вернут деньги за некачественный продукт
Продавец должен вернуть вам деньги или возместить ваши затраты на ремонт товара в течение десяти дней с момента претензии. Если магазин задерживает выплату, то за каждый день просрочки он должен заплатить покупателю дополнительно один процент от стоимости товара.
Заменить бракованный товар на исправный продавец обязан в течение недели, если потребуется провести экспертизу, этот срок увеличивается до 20 дней. Если продавец отсутствует на момент подачи претензии, срок обмена товара увеличивается до одного месяца.
Что делать, если продавец отказывается вернуть деньги или заменить изделие
Если продавец отказывает в решении вашего вопроса, обратитесь в Роспотребнадзор. Если это не поможет, обращайтесь в суд. При удовлетворении вашей претензии в суде изготовитель оплатит штраф в размере половины от суммы, утвержденной судом. Вам также могут компенсировать моральный ущерб. Обычно сумму такой компенсации определяет суд.
Что важно запомнить при покупке некачественного товара
- Иметь чек при возврате товара необязательно. Продавец сам должен восстановить подробности покупки.
- Вы можете обратиться с претензией к продавцу, импортеру, производителю в течение гарантийного срока или двух лет.
- Для сезонных товаров гарантийный срок отсчитывается с начала соответствующего сезона.
- Если продавец отказывает в рассмотрении вашей претензии обратитесь в Роспотребнадзор или суд.
- Экспертизу должен проводить за свой счет продавец или компенсировать вам затраты на нее. Если эксперты установят, что дефекты у изделия возникли по вашей вине, возместить работу экспертов обязаны вы.